Списанный робот для сборки машин стал театральным актером

В Театре Наций показали спектакль, где главную роль играет настоящий робот для сборки машин, списанный с завода. Постановку французского режиссера представили в рамках фестиваля "Другой театр из Франции". В Москве он проходит уже в пятый раз.

В Театре Наций показали спектакль, где главную роль играет настоящий робот для сборки машин, списанный с завода. Постановку французского режиссера представили в рамках фестиваля "Другой театр из Франции". В Москве он проходит уже в пятый раз.

Загадочное существо пытается выпутаться из черного целлофана. Вот так, будто фильм ужасов, начинается спектакль "Беспредметно", привезенный Театром Наций из Франции на фестиваль "других" постановок – необычных, неформатных, подчас на стыке пантомимы, цирка и видеоарта.

Покровы сорваны. И вот он — главный герой. Не монстр — машина! Этот робот когда-то собирал Opel для завода General Motors, теперь, списанный на пенсию, работает актером тулузской труппы Compagnie 111. Балет для конвейерной лапы и двух офисных клерков – действительно "Другой театр", как и обещает название фестиваля.

Режиссер, француз Орельен Бори, четыре года назад покорил московскую публику спектаклем "План Б", где актеры буквально бегали по отвесной стене. В "Беспредметно" Бори, по профессии физик, выпускник Страсбургского университета, снова играет с законами притяжения. Исследуя взаимоотношения человека и машины, их взаимного порабощения, он ставит научный опыт сродни "биомеханике" Всеволода Мейерхольда, которого считает своем учителем.

"То, что делал Мейерхольд, и то, что делаю я – это театр реальности, который я противопоставляю театру иллюзии, — говорит Бори. — Это физический театр. Физический – от слова "тело" и от слова "физика". Я использую такие концепции, как вес, масса. Пришлось все точно просчитать, ведь надо, чтобы машина выдержала вес актеров".

В его спектаклях нет места слову. Это смесь буффонады, танца, кукольного театра и визуального искусства. Пластика актеров Compagnie 111 — как у цирковых акробатов. Орельен Бори, кстати, ставил представления для шапито. Но, несмотря на техническую изощренность, спектакль Бори передает простую мысль: роботы в современном мире становятся все человечней, а человек – все больше похож на машину. Неслучайно и люди в спектакле совершенно безлики – своего рода "агенты Смиты" из "Матрицы", а робот – живой и любознательный, как пиксаровский "ВАЛЛ-И".

"Другой театр из Франции" в пятый раз гостит в Москве. Но впервые Театр Наций принимает фестиваль в своем собственном здании, которое открылось спустя почти три десятилетия реставрации.