"Надежда" на ГЛОНАСС

Системе КОСПАС-САРСАТ – 30 лет. Первый спутник самой гуманной космической системы был выведен на орбиту 30 июня 1982 года. И уже в начале сентября принял первый сигнал бедствия с разбившегося в горах Канады самолета. Сюжет повторился совсем недавно, но уже с участием нового спутника "ГЛОНАСС-К".

Системе КОСПАС-САРСАТ – 30 лет. Первый спутник самой гуманной космической системы был выведен на орбиту 30 июня 1982 года. И уже в начале сентября принял первый сигнал бедствия с разбившегося в горах Канады самолета. Сюжет повторился совсем недавно, но уже с участием нового спутника "ГЛОНАСС-К", в котором установлена аппаратура КОСПАС.

Спутник системы поиска и спасения КОСПАС-САРСАТ принял первый сигнал бедствия с разбившегося в горах самолета уже в сентябре 82-го. Случилось это в Канаде. Почти через 30 лет – весной 2012-го — сюжет повторился. Спутник новой серии "ГЛОНАСС-К" с аппаратурой КОСПАС-САРСАТ принял сигнал терпящего бедствие вертолета, тоже из Канады. Экипаж был спасен. Канадская сторона поблагодарила Россию за ГЛОНАСС.

"Этот спутник уже начал работать. Он принял сигнал бедствия от аварийного радиобуя в скалистых горах Канады, от потерпевшего там аварию вертолетчика. Сигнал был, естественно, принят, передан на Землю, в центр управления. Службы спасения были задействованы, экипаж был спасен", — рассказывает Василий Звонарь начальник отдела координатно-метрических систем ОАО "ИСС".

Изначально КОСПАС-САРСАТ задумывался как большой международный проект с участием Советского Союза, США, Франции и Канады. Технологии производства спутников были разные, но задача одна – дать людям шанс на спасение. Аварийный радиобуй, установленный на самолет, вертолет, корабль – при чрезвычайной ситуации автоматически включается и передает сигнал бедствия на ближайшую станцию слежения.

В аппарате "ГЛОНАСС-К", который сейчас строят в Железногорске, – все последние достижения спутникостроения. Негерметичный корпус, самая современная элементная база. Кроме навигационных функций есть в нем и еще одна – аппаратура КОСПАС-САРСАТ.

"Аппаратура находится на платформе. Черненькая большая антенна – это передающая антенна. И сверху должна быть большая. Это приемная антенна", — рассказывает Василий Звонарь.

Сегодня точность определения сигнала – в том числе и со спасательного радиобуйка — возрастает многократно.

"Это самое главное, этот район. Здесь расположены антенны аппаратуры БИНС — бортового источника навигационного сигнала, с помощью которого излучается весь навигационный сигнал, и потребитель ловит навигационный сигнал от этой аппаратуры", — рассказал Борис Зырянов, главный специалист электроиспытаний ОАО "ИСС".

Совсем скоро в космосе заработает орбитальная группировка новых спутников "ГЛОНАСС-К". После тридцати лет "Надежды" система КОСПАС-САРСАТ возрождается в новом качестве.