Тема:

Мятеж в Мали 4 года назад

Африканский эффект домино. Реплика Александра Привалова

В субботу исламисты начали сносить архитектурные памятники в городе Тимбукту на севере Мали, как когда-то талибы – статуи Будды в Бамиане. Что произошло с Мали, которое еще несколько месяцев назад считалось удачливым – по африканским меркам – государством, рассуждает обозреватель Александр Привалов.

В субботу боевики исламистского движения "Ансар ад-Дин", связанного с террористической организацией «Аль-Каид (запрещена в РФ)а в исламском Магрибе», начали сносить архитектурные памятники в городе Тимбукту на севере Мали. Тимбукту – памятный многим из нас с детства по приключенческим романам "далёкий загадочный Тимбукту", "город трёхсот тридцати трёх святых", "жемчужина пустыни" – вскоре перестанет существовать; во всяком случае, перестанет быть жемчужиной.

В Тимбукту ещё неделю назад было два десятка объектов, внесённых в перечни ЮНЕСКО: три мечети, главное медресе и 16 мавзолеев исламских святых. В субботу вандалы уничтожили мавзолей Сиди Махмуда и ещё два – и пообещали быстро уничтожить все 16. За воскресенье снесено ещё пять. О свершениях вандалов за понедельник покуда не доложено, но думаю, они своё слово сдержат. Как их братья по вере и вандализму несколько лет назад уничтожили гигантские статуи Будды в Бамиане, так и эти троглодиты разнесут в прах простоявшие несколько веков чудеса глиняной архитектуры. Ещё одна гордость Тимбукту, ценнейшая библиотека из 700 тысяч древних христианских, мусульманских и иудейских рукописей, также наверняка будет разорена и расхищена.

В комментариях западных медиа непременно встречаются пассажи такого типа: "Несколько месяцев назад удачливая когда-то африканская страна (имеется в виду Мали) начала скатываться в хаос". Это цитата из "Би-Би-Си", но фраза типичная. Если на свете ещё бывают внимательные читатели и слушатели, то у них тут мог бы возникнуть вопрос: а что случилось-то? Вот была удачливая страна. Ну, ладно. Потом так или иначе стала менее удачливой – бывает. Но с чего это вдруг именно несколько месяцев назад она так резво покатилась в хаос? Случилось-то что?

Сегодняшние комментарии оставляют этот вопрос без ответа, хотя ответ совершенно очевиден. Случилось уничтожение режима Каддафи в соседней Ливии. Помимо всяких других вещей, покойный Каддафи очень активно занимался африканской политикой, более или менее открыто – и более или менее щедро – поддерживая немало стран на севере и западе континента. Падение ливийского режима лишило правительства этих стран важного для них фактора стабильности – а их, этих факторов, в большинстве тамошних держав отнюдь не преизбыток.

Конкретно же для Мали разгром Ливийской Джамахирии вышел боком ещё по одной причине. Туареги, во множестве служившие у Каддафи и воевавшие на его стороне, после смерти полковника получили возможность действовать по собственному разумению. Они вторглись на север Мали и, завоевав огромную по европейским меркам территорию (по площади – примерно Германия плюс Франция), провозгласили "туарегскую Джамахирию" – новое независимое государство Азавад со столицей в ныне разрушаемом Тимбукту.

Собственно говоря, уже тогда дела в тех краях сделались плохи, но совсем скоро они стали ещё хуже. Туарегов вытеснили из Тимбукту и окрестных земель исламисты: боевики и теоретики, для стороннего взгляда плохо между собой различимые. Сейчас туда резво стекаются исламские боевики из самых разных стран – вплоть до Пакистана. Это понятно. Да, быстрая исламизация сейчас идёт во многих странах Северной Африки и Ближнего Востока, но пока только здесь, в псевдо-государстве Азавад, радикалы не стеснены вообще ничем. Даже в Сомали и Йемене против них нет-нет да и проводят операции, а здесь операции проводить некому. Гуляй – не хочу. Они и гуляют, как умеют.

Сейчас власти Мали просят ООН и ЮНЕСКО принять "конкретные меры, чтобы положить конец преступлениям против всемирного культурного наследия". Не было бы это так грустно, было бы смешно. Очень эти вандалы боятся ООН и ЮНЕСКО. Они ведь и взялись уничтожать мавзолеи так аврально ровно потому, что в четверг 28 июня на сессию ЮНЕСКО была сделана попытка эти памятники защитить. "А, вам их жалко, собаки неверные? Так вот же вам – глядите!" Эти дикари, волею внешних сил получившие в свои грязные руки современное оружие, транспорт и средства связи, боятся только силы, уступают только силе – и разговаривать с ними на ином языке попросту бессмысленно. Но силу сейчас применить к громящим Тимбукту исламистам, по-видимому, просто некому.

Самое же скверное, что никто из цивилизованных господ своими, вежливо говоря, безмозглыми действиями против Ливии открывших этот ящик Пандоры, своей вины не признаёт и не признает. Не об отсутствии извинений речь – кому сейчас были бы интересны извинения того же Саркози, а о нежелании извлечь простейшие уроки из собственных ошибок. Когда точно такие же бравые ребята, как сегодня в африканских песках, начнут громить не приглянувшиеся им святыни по всей Сирии, комментаторы снова будут до крайности изумляться.