Борьба с бюрократией: чиновники сами будут собирать справки

В России заработала система межведомственного электронного взаимодействия. Главная её цель — облегчить жизнь гражданам при обращении в государственные органы. Теперь чиновники будут сами собирать справки и отправлять их друг другу.

В России заработала так называемая система межведомственного электронного взаимодействия. Главная её цель — облегчить жизнь гражданам при обращении в государственные органы. Теперь чиновники будут сами собирать справки и отправлять их друг другу. У них есть еще немного времени, чтобы привыкнуть к нововведению – система запущена пока в тестовом режиме. Но уже осенью за незаконное требование справок будут штрафовать госслужащих.

Принцип "одного окна" в самарском многофункциональном центре ввели, чтобы не бегать по инстанциям и не сидеть в очередях. Но очередь в это "единое окно" меньше не стала.

"В пять часов приходится занимать очередь. И уже заранее очереди занимают. Приходят люди и не могут попасть", — рассказала Татьяна Быкова.

Чтобы, например, оформить право на квартиру, дачный участок или гараж, нужно собрать с десяток различных справок. И за ними отстоять отдельные очереди. С этим "круговоротом бумаги" будет бороться вступивший в действие закон. Он обязывает государственные органы большую часть бумаг собирать самим — запрашивать у других ведомств. Закон о межведомственном взаимодействии чиновники обсуждали давно и уже придумали термин: "межвед".

"Если этот "межвед" заработает в полную силу, то документы, которые они когда-то получали с разных организаций, им не надо будет предоставлять", — сообщила Анжела Телбоева, начальник отдела приема документов кадастровой палаты.

Иными словами, придя в кадастровую палату или собес, с собой гражданину нужно будет иметь только так называемые личные документы: паспорт, водительские права, свидетельство о браке. Все остальное сотрудник учреждения запрашивает в базе данных. В Екатеринбурге этот закон заработал раньше других регионов. И там уже оценили плюсы.

"Не нужно будет первоначально обращаться в налоговые органы за выпиской из реестра юридических лиц. Не нужно будет предоставлять разрешение на ввод в эксплуатацию, на ввод объекта. Не нужно предоставлять выписку из домовой книги", — перечисляет преимущества Елена Березина, сотрудница строительной компании.

Не нужно приносить с собой справки о составе семьи, о регистрации по адресу, а также самые мучительные – номерные: 27, 29 и 33. Даже если их нет в базе, чиновники обязаны их запросить и в пятидневный срок собрать все необходимое. Самое простое, конечно, по электронной почте или по факсу. Впрочем, для тех, кто не имеет этих благ цивилизации, закон так же строг – 5 дней.

"Если где-то не будет налажен обмен электронным способом, будет отправлен бумажный вариант. И получен через курьера, или еще как-то", — сообщила Марина Черкасова, начальник отдела контроля и координации деятельности в учетно-регистрационной сфере управления Росреестра по Свердловской области.

С этим связана и главная сложность исполнения этого закона. Не во всех деревнях и поселках есть компьютеры. И уж тем более, интернет. Их выход – курьеры и почтальоны. На машинах, автобусах и поездах. В этих условиях соблюсти сроки будет крайне сложно.

В Минкомсвязи допускают, что не все ведомства будут готовы собрать нужные справки в пятидневный срок. Но просят в суд сразу не обращаться, а оставить свои претензии на специальном сайте: www. gosuslugi.ru. Назвать регион, ведомство и документы, которые вас заставили незаконно собрать. Если чиновник не исправится, его оштрафуют на 30 тысяч рублей.

Систему специально запустили в летний период, когда многие за городом и в отпусках, и бумажные дела отложили на осень. Тогда же, а именно в октябре, закончится и переходный период, данный министерствам и ведомствам для оснащения техникой и подключения к сети. И именно тогда, а не сейчас, можно будет делать выводы о том, насколько эффективно работает новый закон.