В столице проходит III Международная биеннале молодого искусства

В Москве открылась Международная биеннале молодого искусства. Из двух с половиной тысяч заявок для участие в основном проекте кураторы выбрали 80 работ. Их авторы – молодые люди, которым нет еще и 35-ти лет. Что интересует молодежь, и какое оно – будущее современного искусства?

В Москве открылась Международная биеннале молодого искусства. Из двух с половиной тысяч заявок для участие в основном проекте кураторы выбрали 80 работ. Их авторы — молодые люди, которым нет еще и 35-ти лет. Что интересует молодежь, и какое оно – будущее современного искусства?

В этом году у Московской биеннале молодого искусства – куратор из Германии Катрин Беккер. Впрочем, с немецкого она легко переходит на английский. Через минуту и вовсе говорит по-русски.

На всех трех языках журналисты чаще всего спрашивают — почему в этом году биеннале проходит "Под солнцем из мишуры"? Так Катрин сформулировала тему основного проекта – его показывают в ЦДХ.

"Художники работают под таким условием, что для них неясно и не так важно, что реальность и что подлинное. What is real and what is fake. И поэтому это солнце из-под мишуры является метафорой для этого", — объясняет Катрин.

Здесь, и правда, не сразу поймешь – что именно арт-объект, и где искать искусство. Иногда обнаруживаешь его в самых неожиданных местах. А, бывает, боишься подойти близко, чтобы не разбить. Гора тарелок от словацкого художника Марека Кветана как символ неустойчивости. А вот сотни картонных букв. Впрочем, как это понимать, видимо, не знает даже сама художница из Китая Ин Чжу. Название этой работы – "А" значит…", а дальше — знак вопроса. На биеннале вопросов вообще больше, чем ответов.

Рядом с этой инсталляцией нет никакого описания, то есть, мы не знаем, чей это проект, как зовут художника, откуда он родом. Здесь девушка, у нее в руках табличка – "Я не хочу быть культурной единицей, я хочу быть культурным множеством".

- Скажите – а что это значит?

Ответа нет. Видимо, нам придется самим догадываться.

А художник из Пакистана Эсан уль Хак легко объяснит, зачем ему понадобилось столько мешков.

"Я уже и не помню, сколько их здесь. Примерно 800, а может, и больше. Что внутри этих мешков? Там ничего нет. Точнее, там пыль, мусор", — рассказывает он.

Иными словами – "Масса пустоты". Название проекта, конечно, не стоит понимать буквально — это метафора.

"Люди все время пытаются убедить себя в том, что они чего-то стоят, воздвигая внушительные объекты, которые по сути – ничто. Человек в огромном мире – это песчинка, мусор. Такой же, как в этих мешках", — объясняет уль Хак.

20-летний Аслан Гайсумов родился в Грозном. Когда ему было три года, началась первая чеченская кампания. Говорит, тогда насмотрелся ужасов. Теперь то, что пережили люди, показывает, истязая книги.

"Сыплю вместо страниц землей, режу ножом, бью топором, вставляю механизм часовой… Вон там книга, сшитая из разных кусочков других книг. Смотря на эти работы, нужно представлять себе людей", — говорит он.

Что, где и почему нужно представлять, самостоятельно зрителю порой не разобраться. Эта работа называется "Он должен умереть". Ее автор – молодой китайский художник Ян Син — в Москву на биеннале не приехал. Поэтому о его работе попробуем спросить человека, который сидит в самом центре инсталляции.

- Здравствуйте, скажите, а что Вы здесь делаете?

– Я участвую в перформансе. Я по замыслу автора должен изображать действующее лицо, как один из действующих экспонатов его инсталляции.

Человек сидит, смотрит в зеркало. Раздумье о жизни, о прожитой жизни, о жизни и смерти.

Фантазия молодых художников не знает границ. Но границы государственные иногда оказываются непреодолимы. У индонезийца Джомпета Кусвидананто, например, возникли проблемы с получением российской визы. Так что спросить у него, зачем нужно седло, когда нет лошади, не удастся.