Большой Знаменский на замке

Большой Знаменский переулок перегородили железной решеткой. В режимной зоне оказался дом Сергея Щукина, доступа в переулок лишились не только местные жители, но и экскурсионные группы, так как часть его превращена во внутренний двор и ведомственную парковку.

Большой Знаменский переулок перегородили железной решеткой. В режимной зоне оказался дом Сергея Щукина – памятник архитектуры середины XVIII века. Доступа в переулок лишились не только местные жители, но и экскурсионные группы, так как часть его превращена во внутренний двор и ведомственную парковку, а в особняке Сергея Щукина размещается структура Министерства обороны РФ.

Попасть кратчайшим путем со Знаменки на Волхонку больше не удастся – придется делать почти километровый крюк. Привычную для многих москвичей дорогу преграждает железная решетка, которой буквально отсекли внушительную часть Большого Знаменского переулка. За забором оказался памятник архитектуры – дом мецената и коллекционера Сергея Щукина. Тот самый, для парадной лестницы которого Анри Матисс написал знаменитое панно "Танец". Построенный в 1752 особняк принадлежал князьям Шаховским, Хованским и Трубецким. Рассказывать эту историю туристам теперь придется у ограждения. Экскурсии к дому Щукина не пускают.

Координатор общественного движения "Архнадзор" Наталья Самовер рассказывает: "Экскурсовод со своей группой планировала всего лишь пройти вдоль этого фасада, показать его, а затем двигаться дальше. Она не претендовала на то, чтобы пройти внутрь. Известно, что внутри находятся некоторые структуры Министерства обороны, и внутренние интерьеры недоступны уже давно, но до последнего времени можно было смотреть беспрепятственно хотя бы на его фасад".

"Архнадзор" бьет тревогу: нарушено конституционное право граждан на доступ к объекту культурного наследия. К тому же, Большой Знаменский переулок, который фактически стал ведомственной парковкой, относится к землям общего пользования. "Нам не удалось найти никаких правовых оснований для того, чтобы перекрывать как автомобильное, так и пешеходное движение по этому переулку. Складывается впечатление, что это абсолютный волюнтаризм Министерства обороны, которое распоряжается этой территорией буквально как своим задним двором", — говорит координатор "Архнадзора".

"За решеткой" оказались и два жилых дома, проход к ним – только по паспорту. Один – бывший склад мануфактуры, перестроенный в 1924 году, другой, в прошлом конюшня, сегодня – таунхаус в центре Москвы с уютным внутренним двориком под сенью вековых деревьев. Владельцы 20 элитных квартир, каждая из которых стоит больше миллиона долларов, в январе прошлого года, можно сказать, обзавелись бесплатной охраной. Только визит гостя или подъезд "КамАЗа" с песком для обустройства детской площадки надо теперь заранее согласовывать с военной комендатурой.

Наталья Самовер рассуждает: "Если здесь что-то случится, например, пожар или утечка газа, которая чревата взрывом, или просто заболеет кто-то из жильцов, то машины экстренных служб просто не смогут попасть на эту территорию".

От забора жильцы пытались избавиться, даже срезали его болгаркой, потом стали писать обращения. Ответы были получены парадоксальные. Например, отдел ГИБДД сообщает, что выдать предписание на демонтаж забора не может, потому что "представители Министерства обороны отказываются его получать". Жителям только и остается, что любоваться домом Щукина через ворота из профнастила.

Конфискованные у Сергея Щукина полотна Мане и Дега, Ван Гога и Сезанна после революции вошли в собрание Государственного музея нового западного искусства, а после его расформирования в конце 1940-х годов стали частью коллекции Музея изобразительных искусств. Вот и особняк Щукина "Архнадзор" предлагает передать Пушкинскому музею.