"Контриллюзии" в ДК ЗИЛа

Во Дворце культуры ЗИЛа открывается Центр современного искусства. Сейчас там работает выставка молодых художников — часть Международного биеннале молодого искусства. В ближайшее время в ДК начнут читать лекции и показывать спектакли выпускников театральных училищ.

В 1920-е годы авторам инсталляции, представленной на выставке "Контриллюзии", не поздоровилось бы — перед мраморным бюстом вождя пролетариата Игорь Чиркин и Алексей Подкидышев повесили старый растянутый свитер. Чтобы представить свою работу на Биеннале молодого современного искусства, художники научились вязать. Мраморный Ленин в ДК ЗИЛа стоит с 1937 года – по приказу вождя на месте некрополя Симонова монастыря и построили Дом культуры. Раньше десятки лет мимо Ильича стройным шагом ходили пионеры, а сегодня – толпы хипстеров. Из памятника конструктивизма хотят сделать Центр современного искусства и впервые открывают выставку.

Куратор выставки Стас Шурипа поясняет: "Авторы вкладывали в эту мысль некую метафору современного состояния не только архитектуры, но и вообще визуальной культуры. Это замышлялось в той реальности, где главенствовал лозунг "Искусство должно принадлежать народу". Все особенности этого пространства определяются этой мыслью".

Перед встречей с прекрасным – немного сладкого. Как говорят организаторы, чтобы лучше думалось. Вот загадка от молодых художников: что в ДК арт-объект, а что – предмет интерьера? Издалека работа Александра Позднева напоминает карликовую пальму, но на самом деле сделана она из пластиковых бутылок из-под пива.

Еще один объект: на первый взгляд, это обычная оконная рама, но своей работой Анна Титова хотел рассказать об истории ДК ЗИЛа. После войны строгое здание в стиле конструктивизма реставрировали и решили "оживить" мраморными колоннами. В результате в ДК ЗИЛа есть два архитектурных стиля: конструктивизм и так называемый советский псевдоренессанс. Пространство поделено на две части диагональю.

Известный ценитель современного искусства Иосиф Бакштейн уверен, что все участники биеннале – перспективные художники, тем более, прогрессивные. Как модно сейчас на Западе, они используют Ready Made — готовые объекты, такие, как, например, ракушки или коряги. Это тоже работы Анны Титовой. Правда, понять, что именно хотел сказать художник, без специальных пояснений невозможно. Иосиф Бакштейн уверен, что главное – чтобы зритель задумался. Например, над видеороликом о том, как важно быть яркой индивидуальностью. "Ну и что, что не получается понять, что хотели сказать. Они сами и не должны вам ничего объяснять. Они художники, они творцы", — уверен он.

Для молодых художников эта выставка – проба пера. Впрочем, скоро попробовать себя в искусстве в ДК ЗИЛа смогут все желающие. В Доме культуры откроют десяток новых секций и студий, в зале на 800 человек будут проводиться лекции и семинары, в том числе, посвященные современному искусству, на сцене ДК свои дипломные спектакли будут ставить выпускники Щукинского училища. В общем, как шутят организаторы, главный лозунг начала XX века — "Искусство должно принадлежать народу" — здесь вновь становится актуальным.

Сегодня