Современные художники испытали пианиста медными трубами

В столичном фонде Stella Art открылась выставка – инсталляция под названием "Оковы славы". Ее участники – художники и музыканты – пытаются разобраться, как известность влияет на творчество и сознание человека. Через испытание пришлось пройти и пианисту Александру Лубянцеву.

В столичном фонде Stella Art открылась выставка — инсталляция под названием "Оковы славы". Ее участники — художники и музыканты — пытаются разобраться, как известность влияет на творчество и сознание человека. Через испытание пришлось пройти и пианисту Александру Лубянцеву.

Обнаженный торс, дерзкий взгляд – пианист Александр Лубянцев в неожиданном амплуа. Героем глянцевого журнала, музыканта, представил фотограф Игорь Мухин. Таковы "Оковы славы", которые заставили артиста стать моделью для шести современных художников.

"На самом деле, как раз фотографии меня немножко смущают пока что, потому что это что-то незнакомое совсем, когда висят какие-то мои фотографии, еще такие большие!" – смущается пианист.

Александр Лубянцев стал знаменитым благодаря последнему конкурсу имени Чайковского. Правда, его — фаворита слушателей, которого трижды вызывали на бис, жюри не пропустило даже во второй тур. Музыкальные критики посчитали, что он лучший, и придумали для него альтернативную награду. После конкурса жизнь петербургского пианиста изменилась: предложения, гастроли, гонорары – искушение успехом.

25-летнему петербургскому пианисту словно досталось толкиновское кольцо всевластия, как нарисовала художница Наталья Краевская. Это, конечно, шутка. Хотя пианист признается, заметил за собой: "Если раньше занимался музыкой по любви, теперь стал – по контракту".

"У меня был месяц в Африке с концертами, потом месяц в Японии. Прямо подряд. И, конечно, там нужно очень работать над собой, чтобы сохранять "большую любовь". Потому что бывает одна и та же программа", — признается Александр Лубянцев.

То, что можно назвать редукцией таланта, художник Сергей Шутов показал как видеоинсталляцию: пальцы бегают по клавиатуре, но не издают ни единого звука.

- Помните, что играли?

- Да, 24-й этюд Шопена.

- А почему именно его?

- Там больше используется вся клавиатура.

Впрочем, Александру Лубянцеву перейти в разряд тех музыкантов, которые как на карикатурах Алексея Политова и Марины Беловой картинно прыгают на рояль на форте — явно не грозит.

Преподаватель МАРХИ, куратор выставки "Оковы славы" Сергей Хачатуров рассказал: "Мне кажется, что Лубянцеву как раз присуща очень сдержанная, очень благородная манера игры. Он как раз никогда не копается носом в клавишах, никогда не делает закатывания глаз и заламывания шеи. Он очень благородно всегда играет".

Он не только исполняет – сочиняет, вдохновляясь любимыми балканскими мелодиями. Хотя соната, которую писал целых шесть лет, говорит, напоминает скорее русскую народную музыку и советские песни.

Эта выставка, подчеркивают организаторы, посвящена не конкретному пианисту, для которого, как изобразил художник Максим Русаков, очередной сыгранный марш может стать лестничным маршем на пути к музыкальному Олимпу. Это размышление о том, как артист – творец в самом широком смысле слова – проходит испытание славой и остается самим собой. Или не остается.