Железная дорога на орбиту

Главное средство передвижения по космодрому – железная дорога. Тепловозы везут ракетчиков на далекие площадки, спутники – в монтажно-испытательные корпуса, ракеты-носители – к старту. Бытующая на космодроме фраза, что все ракеты улетают из железнодорожного тупика, – не преувеличение.

Главное средство передвижения по космодрому – железная дорога. Тепловозы везут ракетчиков на далекие площадки, спутники – в монтажно-испытательные корпуса, ракеты-носители – к старту. Бытующая на космодроме фраза, что все ракеты улетают из железнодорожного тупика, – не преувеличение. Из года в год не меняется главное — время вывоза: "Союз" — в 7 утра, "Протон" — в 6.30.

На огромной территории космодрома уникальная железная дорога, которая имеет невероятную функциональную нагрузку. Будто главная кровеносная артерия она дает жизнь всему огромному организму космодрома. Отвечает за эту работу организация с символичным названием "Космотранс".

"У нас 15 железнодорожных станций, свое депо, свое железнодорожное хозяйство, 57 вагонов, 150 километров главного пути", — рассказывает начальник комплекса железнодорожного обеспечения КЦ "Южный" Николай Ефременко.

Тепловозы везут ракетчиков на далекие площадки, спутники в монтажно-испытательные корпуса, ракеты-носители к старту. Бытующая на космодроме фраза, что все ракеты улетают из железнодорожного тупика – не преувеличение. Из года в год не меняется главное — время вывоза: "Союз" — в 7 утра, "Протон" — в 6.30.

"Чтобы вывезти ракету, надо очень ее аккуратно, мягко везти, без толчков. Она этого не любит", — рассказывает диспетчер Владимир Ильин.

Скорость – от 2 до 5 километров в час. И никакой качки. Ракете это противопоказано. Николай Федорович на вывозе всегда. У него здесь свои традиционные точки для наблюдения. Говорит, что каждый вывоз особенный, но запоминается, конечно, первый.

"Запомнил все. Тогда я не руководителем работал. Был простым исполнителем. Бегал, как мои подчиненные сейчас", — вспоминает Николай Ефременко.

От вывоза тяжелого "Протона" — особое впечатление. Целый состав медленно перемещает гиганта к старту. Однако старожилы говорят, вот в ноябре 88-го было зрелище. Тогда два мощных тепловоза по параллельным веткам на специальной тележке вывозили на старт связку "Энергия-Буран".

"Мы видели. Я на смене был. Сидели, смотрели, удивлялись, какие огромные машины", — вспоминает машинист тепловоза Мулдаба Жаримбетов.

Сегодня здесь уже нет тех тепловозов, на которых вывозили триумф отечественного ракетостроения. Также как и не осталось рельсов с царским клеймом, которые вели к стартовой площадке. Но осталась память и рассказы отца, после которых и пришел на космическую железную дорогу Александр Носов.

"Он машинистом отработал, попал сюда в Тюра-Там, засекреченные машинисты тогда были. В 57 году здесь был паровоз, который на пьедестале стоит. Отец возил на нем щебенку сюда, строительство открывалось, воду возил для солдат", — рассказывает начальник локомотивно-вагонного депо Александр Носов.

Ныне "отцовский" паровоз – на пенсии, украшает вход на станцию Городская. Для горожан и гостей Байконура – просто памятник. А для местных путейцев – символ славной истории покорения космоса, в которой железная дорога сыграла одну из главных ролей.