Покушение на муфтия: арестованы четверо, один отпущен


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС

Вахитовский районный суд Казани в субботу арестовал четверых подозреваемых по уголовному делу о покушении на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийстве его заместителя Валиуллы Якупова. Один человек отпущен на свободу. Ранее сообщалось о шести задержанных по этому делу.

Вахитовский районный суд Казани в субботу арестовал четверых подозреваемых по уголовному делу о покушении на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийстве его заместителя Валиуллы Якупова. Автомобиль, за рулем которого находился глава Духовного управления мусульман Татарстана, был взорван в четверг утром. К тому времени при выходе из дома уже был застрелен начальник учебного отдела ДУМ Татарстана.

Среди арестованных – уволенный два года назад начальник отдела по связям с силовыми структурами ДУМ Татарстана Марат Кудакаев, житель Высокогорского района республики, общественный деятель Айрат Шакиров, гражданин Узбекистана Абдуназим Атабоев и руководитель прихода "Вакф", предприниматель Мурат Галлеев.

Ранее сообщалось еще о двух задержанных: 31-летнем жителе Лаишевского района Азате Гайнутдинове и 57-летнем бизнесмене — владелец фирмы "Идель-хадж" Рустем Гатауллин. Как сообщил старший помощник руководителя СУ СКР по Татарстану Эдуард Абдуллин, 31-летний мужчина отпущен на свободу, при этом Абдуллин не уточнил его имени. В отношении Рустема Гатауллина решение будет приниматься 23 июля, накануне райсуд предложил следствию предоставить к этому дню более весомые аргументы для ареста бизнесмена, передает "Интерфакс".

О задержании бывшего начальника отдела по связям с силовыми структурами ДУМ Кудакаева стало известно в субботу утром. Решение о его заключении под стражу до 20 сентября суд принял несколькими часами позже. защита 37-летнего Кудакаева заявила, что будет обжаловать это решение.

Следствие считает, что Кудакаев может быть причастен к преступлению, поскольку из показаний свидетелей и оперативных данных установлено, что из-за увольнения из ДУМ у него сложились неприязненные отношения с муфтием. Защита подозреваемого, категорически не согласная с доводами следствия, заявляет, что увольнение из ДУМ – не повод для совершения преступлений. Кудакаев заявил в суде, что не причастен к покушению, и никакой неприязни к муфтию у него не было и нет. "Здесь разыгрывается какой-то спектакль. Я жертва. Мне ломают судьбу. Этого нельзя делать", — сказал обвиняемый.

Показания свидетелей, имена которых засекречены, дают основание следствию считать, что к совершению преступления причастен и Шакиров. Его адвокат просил освободить подзащитного, объяснив, что тот никуда не собирается скрываться от следствия, и у него на иждивении двое маленьких детей шести и десяти лет. Сам Шакиров заявил, что не согласен с обвинением. По его словам, то, что произошло в Казани 19 июля, – провокация в преддверие Универсиады, и "нитки надо искать в Москве". Он также заявил, что к пострадавшим у него нет никакой личной неприязни. Однако после заседания заметил, что, по его мнению, Файзов внес раскол среди мусульман Татарстана, поделив их "на хороших и плохих". Погибшего Якупова он назвал хорошим человеком . "Он занимался просветительской деятельностью", — пояснил Шакиров.

Гражданин Узбекистана. Атабоев практически не владеет русским языком, и заседание проходило с участием переводчика. По версии следствия, мужчина незадолго до взрыва автомобиля муфтия двигался следом за ним в машине, а непосредственно после случившегося скрылся с места происшествия. Причастность его к преступлению тщательно проверяется, что требует его ареста, сказал следователь. Сам Атабоев заявил о непричастности к преступлению и несогласии с задержанием. "Моя ошибка лишь в том, что я оказался рядом с местом, где была взорвана машина муфтия", — сказал гражданин Узбекистана.

Арестованный Галеев является генеральным директором ООО "Шифа". В его владении находится мусульманское кафе "Азу", под которое бизнесмен арендует здание, принадлежащее Духовному управлению мусульман Татарстана. По данным следствия, которые на заседании суда признал и адвокат, между предпринимателем и муфтием существовали разногласия по арендной плате.

Как заявил на заседании суда следователь, причастность Галеев к преступлениям подтверждается показаниями свидетелей и потерпевшего муфтия. Защитник, в свою очередь, заявил, что арест его подзащитного необоснован: тот не собирается скрыться, сотрудничает со следствием, имеет положительные характеристики. Кроме того, у него на иждивении трое малолетних детей шести и 12 лет.

По версии следствия, основным мотивом преступления является профессиональная деятельность потерпевших, в том числе их идеологические разногласия с оппонентами. Файзов и Якупов известны своим непримиримым отношением к сторонникам радикальных течений ислама. Накануне Следственный комитет озвучил еще одну версию — конфликт по поводу средств на отправление мусульман на хадж в Мекку.