Надувная защита для космических аппаратов прошла испытания на гиперзвуковых скоростях

IRVE-3 был запущен с испытательного комплекса в штате Вирджиния и приземлился в Атлантическом океане уже через 20 минут

IRVE-3 был запущен с испытательного комплекса в штате Вирджиния и приземлился в Атлантическом океане уже через 20 минут
(фото NASA/Sean Smith).

Надувной купол IRVE-3 диаметром 3 метра не только тормозит аппарат при приземлении, но и защищает его от перегрева

Надувной купол IRVE-3 диаметром 3 метра не только тормозит аппарат при приземлении, но и защищает его от перегрева
(иллюстрация NASA).

Купол скрывается под обтекателем ракеты и надувается азотом после выхода на орбиту

Купол скрывается под обтекателем ракеты и надувается азотом после выхода на орбиту
(иллюстрация NASA/AMA).

Несколько слоёв термостойких материалов защищают спускаемый аппарат от нагрева до 1260 ╟C

Несколько слоёв термостойких материалов защищают спускаемый аппарат от нагрева до 1260 ╟C
Иллюстрация NASA.

В дальнейшем специалисты NASA планируют использовать подобные устройства в качестве грузового лифта между Землёй и МКС

В дальнейшем специалисты NASA планируют использовать подобные устройства в качестве грузового лифта между Землёй и МКС
(иллюстрация NASA).

IRVE-3 был запущен с испытательного комплекса в штате Вирджиния и приземлился в Атлантическом океане уже через 20 минут
Надувной купол IRVE-3 диаметром 3 метра не только тормозит аппарат при приземлении, но и защищает его от перегрева
Купол скрывается под обтекателем ракеты и надувается азотом после выхода на орбиту
Несколько слоёв термостойких материалов защищают спускаемый аппарат от нагрева до 1260 ╟C
В дальнейшем специалисты NASA планируют использовать подобные устройства в качестве грузового лифта между Землёй и МКС
Специалисты агентства NASA провели испытания многоразового космического аппарата IRVE-3. Устройство имеет надувную оболочку, которая раскрывается в космосе в виде шляпки гриба и защищает корпус спускаемой капсулы от перегрева при входе в плотные слои атмосферы.

В США успешно завершились испытания  третьего по счёту многоразового космического аппарата IRVE-3, создаваемого в рамках программы NASA Space Technology.

IRVE-3 был запущен с испытательного комплекса в штате Вирджиния и приводнился в Атлантическом океане уже через 20 минут (фото NASA/Sean Smith).

Устройство имеет надувной купол — Hypersonic Inflatable Aerodynamic Decelerator, который раскрывается в виде шляпки гриба после вывода аппарата в космос. Во время последующего спуска на Землю эта оболочка выступает в роли щита, который защищает корпус спускаемой капсулы от перегрева при входе в плотные слои атмосферы.

В сдутом состоянии IRVE-3 представляет собой конус из высокотехнологичных колец, покрытых "одеялом", состоящим из нескольких слоёв термостойкого материала.

Несколько слоёв термостойких материалов защищают спускаемый аппарат от нагрева до 1260 °C (фото NASA).

В сравнении с предшественниками (IRVE и IRVE-2) масса нового аппарата была увеличена вдвое – до 308 килограммов. Команда специалистов NASA также оптимизировала центр тяжести, чтобы добиться более точных манёвров, чем в предыдущих испытаниях. Разработчики считают, что это лёгкое, но прочное устройство в будущем сможет участвовать в исследовании других планет, а также спускать на Землю отходы и прочие грузы с Международной космической станции.

Аппарат был запущен в испытательном центре NASA Wallops, расположенном на острове в штате Вирджиния у восточного побережья США. Ракета подняла IRVE-3 на высоту около 450 километров.

После отделения разгонного блока и носового обтекателя автоматика наполнила надувную оболочку азотом. Затем устройство вернулось в атмосферу Земли, используя трёхметровый купол в качестве защиты от перегрева и тормозного парашюта. Скорость IRVE-3 при этом достигала 12 тысяч километров в час.

В конце концов, космический путешественник успешно приземлился в Атлантическом океане всего через 20 минут после запуска.

Надувной купол IRVE-3 диаметром 3 метра не только тормозит аппарат при приземлении, но и защищает его от перегрева (фото NASA/Sean Smith).

"Изначально мы придумали IRVE как средство доставки научного оборудования в высокогорные области Марса. Начали с концепта, потому что хотим доставить как можно больший груз и как можно выше в горы, — рассказывает в пресс-релизе NASA  главный исследователь проекта IRVE-3 Нейл Читвуд (Neil Cheatwood). – Но для этого нам нужно добиться максимального аэродинамического лобового сопротивления, то есть сделать купол торможения как можно больше. Правда, приходится брать в расчёт тот факт, что диаметр ракеты-носителя весьма ограничен".

В дальнейшем специалисты NASA планируют использовать подобные устройства в качестве грузового лифта между Землёй и МКС (иллюстрация NASA).

Проведённые тесты показали, что надувной купол успешно выполняет свои функции. Возможно, уже скоро подобные устройства можно будет использовать в качестве грузового лифта между Землёй и МКС.