Дачный режим: легендарную Николину гору обнесли заборами

Легендарное стародачное место Николина гора практически утратило свой исторический облик. Земля, на которой выросла не одна династия представителей творческой и научной интеллигенции, стала лакомым куском для риелторов.

Легендарное стародачное место Николина гора практически утратило свой исторический облик. Земля, на которой выросла не одна династия представителей творческой и научной интеллигенции, стала лакомым куском для риелторов. Бойкая торговля превратила заповедные леса, луга и даже берег Москвы-реки в то, что больше напоминает режимный объект. Хозяева обносят свои особняки — 4-метровыми заборами, стирая историю.

"Какие-то невероятные, большого размера майские жуки. Мне они казались огромными – первое воспоминание. Эти жуки, бабочки, махаоны — это совсем детство, и всё такое цветное", — вспоминает рок-музыкант старожил Николиной горы Александр Липницкий.

Ничего этого больше нет. Коридор между 5-метровыми заборами — именно то место, про которое вспоминает Александр Липницкий. Его дед, знаменитый врач, в 40-х купил весьма скромный по нынешним меркам домик на Николиной горе в кооперативе РАНИС — "Работников науки и искусства". На аллее Качалова. Качаловы были соседями.

"Из воспоминаний детства – очень яркие сеансы одновременной игры, которые на нашей же общественной веранде иногда проводил трёхкратный чемпион мира Михаил Ботвинник. И я помню, он со мной дважды сыграл вничью, как с соседом – пожалел мальчика", — вспоминает Александр Липницкий.

Это и есть единственный пятачок, уцелевший с той весёлой поры. Никологорцы насилу отстояли от тотальной застройки спортивные и детские площадки, галереи и студии, оборудованные в старых гаражах, и самое большое достояние — легендарную, общественную веранду, на которой с 30-х еженедельно для своих же детей выступали звёзды первой величины.

"Когда-то здесь пели Нежданова, Барсова, Огнивцев пел, играл Рихтер. Николай Петров играл регулярно. О таком мог бы мечтать любой концертный зал мира", — вздыхает член правления кооператива РАНИС Елизавета Брилинг.

Ныне время банкиров, чиновников и криминальных авторитетов, чьих фамилий не знают даже соседи. Хозяева этих то ли тюрем, то ли крематориев, уж точно не музицируют на общественной веранде.

"Это наши любимые состоятельные клиенты, естественно, не все из них сегодня люди творческие, потому что не каждый творческий человек может сегодня позволить себе купить дом за 25 миллионов", — говорит руководитель отдела загородной недвижимости риелторской компании Ирина Калинина.

Лишь в кадрах кинофильмов осталась Николина гора тех лет, когда Михалковы, Качаловы, Мясищевы, Рихтеры, Капицы беззаботно гоняли в футбол и ходили друг к другу на чай, как говорили, через забор.

Один из последних на Николиной горе старорежимных заборов – литераторы, учёные, композиторы считали неприличным строить заборы выше человеческого роста – такое сооружение было пощёчиной общественному вкусу.

Захват земель ценой 100 тысяч долларов за сотку, начался с заповедного реликтового леса, где никологорцы всю жизнь собирали грибы, и где они своими руками воздвигли.

"Наталья Кончаловская написала стихи, которые высечены на этом памятнике, — рассказывает Елизавета Брилинг. — Этот лес и эти сосны были признаны кустарниковой зоной и на этом основании лишены охранного статуса, и всё это было передано на застройку".

"Какой же кустарник?! И говорили, что это заповедник сосновый, там уже построена масса дач в 90-е годы, хотя нам не разрешали там строить!", — говорит Тамара Тихонова, вдова Народного артиста СССР Вячеслава Тихонова.

Это народному артисту и кумиру Вячеславу Тихонову нельзя. А нынешним состоятельным господам — сколько угодно. Вокруг уже сейчас нет ни клочка свободного леса или луга – лишь стены элитных посёлков и суровая охрана с автоматами.

- Скажите, а я могу туда пройти?
- Нет!
- А почему?
- По пропускам и заявкам!
- А если я хочу пойти пособирать грибы?
- Там нет грибов, всё равно по пропуску.
- Но это ж незаконно, на основании чего?!
- Обращайтесь к управляющему. Я не компетентен.

"Заповедные места распроданы чиновниками, которые не вложили ни копейки денег… Это, в первую очередь, конечно, одинцовская власть, это вот такой господин Гладышев, непотопляемый, на него там заводились десятки уголовных дел, но он до сих пор там у власти", — сетует Александр Липницкий.

А недавно и дальние окрестности Николиной горы попали под планы расширения столицы, так называемой Большой Москвы, и могут окончательно лишиться любых природоохранных статусов. В этих полях уже осенью начнётся строительство аж полутора миллионов квадратных метров жилья.

"Это всё будет застроено и всё огорожено заборами, и будет полностью закрыт доступ к территории Москва-реки", — жалуется Елизавета Брилинг.

"Здесь нужно создать национальный парк, для другого эта территория не предназначена. Это мнение всего населения", — заявила Елена Кожевникова представитель комитета активистов посёлка Николина гора.

Фамилии под обращением о национальном парке известны всему миру: Башмет, Михалков, Пахмутова, Добронравов – более 4000 подписей.