Мурманский ледокол отправился в экспедицию в Арктику

Ледокол "Капитан Драницын" покидает мурманский порт. К подводному хребту Менделеева отправится экспедиция, цель которой - уточнить границы континентального шельфа России в Арктике. Если ученые докажут, что хребет - продолжение шельфа, у России будут основания для расширения экономзоны.

Ледокол "Капитан Драницын" покидает мурманский порт. На его борту к подводному хребту Менделеева отправится экспедиция, цель которой — уточнить границы континентального шельфа России в Арктике. Эта экспедиция должна завершить цикл многолетних исследований хребта Менделеева (он расположен в центральной части Северного Ледовитого океана). Если ученым удастся доказать, что хребет является продолжением континентального шельфа, то у России появятся основания для расширения своей экономзоны. То есть наше государство получит право на разведку и разработку природных ресурсов этого района. По мнению ученых, там могут быть месторождения нефти и газа.

Слово Михаилу Шкатову, директору научно-производственного предприятия "Севморгео", которое в этом году будет вести работы по геологическому изучению арктического шельфа: "Будут дополнительно собраны материалы прежде всего по природе хребта или поднятия Менделеева. То есть нужно доказать его континентальную природу. Это будет делаться двумя способами — геофизическими методами. Будут проведены глубинные сейсмические исследования с помощью глубоководных донных станций в объеме 400 погонных километров. Будут также проведены дополнительные сейсмические исследования с длинной косой до 4,5 километров для определения характеристик перехода от мелководной части шельфа в глубоководную зону и также вдоль поднятия Менделеева, чтобы определить его верхнюю структуру".

Чтобы добыть из-под воды образцы пород, составляющих хребет Менделеева, в "Севморгео" сконструировали специальные станки. Работать они могут под водой на глубине до четырех километров. Правда, пробурить грунт, способны лишь на два метра. Поэтому сначала склоны подводного хребта обследуют подводными аппаратами, и выяснят, в каких местах толщина осадочных пород минимальна. "И у же в эти точки по уточненным данным будут устанавливать станки. Все работы сосредоточены на поднятии Менделеева. То есть это 180-й меридиан. То есть практически это условная граница с Америкой. И подниматься вверх до широт 83-84 градуса, как позволит ледовая обстановка", — говорит Михаил Шкатов.

Экспедиция будет работать на двух дизельных ледоколах — мурманском "Капитане Драницыне" и архангельском "Диксоне". Оба судна — собственность Росморпорта. И специально для этой экспедиции они прошли переоборудование. "Ледкол "Диксон" переоборудуется в Норвегии, в Киркенесе, под сейсмическое судно. Ледокол "Капитан Драницын", на котором установлены дополнительные краны-манипуляторы, лебедки для подъема бурового оборудования, драги и других забортных устройств. Заканчивается процедура переоборудования практически сегодня", — рассказал Шкатов.

Сегодня же, "Капитан Драницын" должен покинуть мурманский порт и отправиться в Киркенес. Туда он доставит оборудование для "Диксона". Объединившись и отработав взаимодействие, ориентировочно 6-7 августа, оба ледокола выйдут в район работ. Исследовать хребет Менделеева они будут до 3 сентября. Благодаря этой экспедиции мы чуть больше узнаем об Арктике, а возможно Россия еще и прирастет богатым углеводородами районом. Впрочем, по мнению ученых, о нефти и газе там говорить пока рано. Михаил Шкатов заметил: "До ресурсных исследований тут очень далеко. Хотя, все базируется на тех геологических моделях, и тех малых крупицах информации, которые собираются".