Мотодельтаплан учит молодых журавлей улетать на юг

В Рязанской области учат летать молодых стерхов. Эти птицы обитают только в России, и всего их осталось около трех тысяч. Уже в сентябре журавли отправятся в дальний полет – в места естественной зимовки.

В Рязанской области учат летать молодых стерхов. Эти птицы обитают только в России, и всего их осталось около трех тысяч. Уже в сентябре журавли отправятся в дальний полет — в места естественной зимовки.

Нет ничего роднее для птенца стерха, чем звук мотора и винта. Этот шум белые журавли, родившиеся в Окском заповеднике, начали слушать еще будучи в скорлупе. То, что для людей обычный мотодельтаплан, для молодых птиц — вожак стаи. Они готовы лететь за ним куда угодно.

Чтобы пугливые журавлята дельтаплан принимали за своего, орнитологам пришлось потрудиться несколько месяцев. Сначала птенцов забрали у настоящих, привыкших к неволе, родителей. Мамами для журавликов стали сами ученые. Но к человеку им привыкать нельзя. Поэтому работники заповедника учат птенцов правилам жизни в дикой природе только в костюме стерха — в белой одежде и с клювом в руке.

"С этим инструментом происходят все кормежки. Шесть раз в день птенца надо обязательно покормить и дважды погулять. Мало того, что это кормовой инструмент, но птенцы запечатлевают вид взрослой птицы", — говорит научный сотрудник Окского заповедника Кирилл Постельных.

Через два месяца такого общения птенцы приступают к тем самым полетным тренировкам. Происходит это так: человек в костюме стерха садиться в дельтаплан и взлетает. Молодые журавли пытаются повторить — подняться в воздух, но уже на своих крыльях. Сейчас в тренировках принимают участие девять птенцов. Семеро лучших отправятся за дельтапланом в настоящий взрослый полет – в теплые края.

Обычно белые журавли зимуют в Индии, но лететь через Китай, Афганистан и Пакистан слишком опасно. Мясо стерхов считается там деликатесом, а потому мало кому из птиц удается спастись от браконьеров. К тому же, территории перенаселены. Места для отдыха птиц там почти не осталось.

"Например, болота превращены в рисовые чеки. Осушены болота вообще. Или, например, берега озера превращены в санаторно-курортные зоны. Там уже дикие птицы не могут остановиться", — говорит заведующая отделением редких видов журавлей Окского заповедника Татьяна Кашинцева.

Потому мотодельтаплан поведет окских журавлей по другому маршруту – через Казахстан на юг Узбекистана. Там зиму пережидают стаи серых журавлей – это ближайшие родственники стерхов. Предполагается, что расстояние в три тысячи километров они преодолеют за полтора месяца. Весной рязанские стерхи вернуться уже без дельтаплана в составе диких журавлиных стай.