Сам себе гонщик: стэнфордский автомобиль-робот разогнался до 190 километров в час

Управляемая компьютером Audi TTS рассчитывает траекторию входа в поворот и динамику разгона

Управляемая компьютером Audi TTS рассчитывает траекторию входа в поворот и динамику разгона
(фото L. A. Cicero)

Руководитель проекта Крис Джердес демонстрирует сложную начинку автомобиля-робота

Руководитель проекта Крис Джердес демонстрирует сложную начинку автомобиля-робота
(фото L. A. Cicero)

На гоночной трассе автомобиль без водителя демонстрирует результаты на уровне профессиональных гонщиков

На гоночной трассе автомобиль без водителя демонстрирует результаты на уровне профессиональных гонщиков
(кадр из видео Stanford University)

Управляемая компьютером Audi TTS рассчитывает траекторию входа в поворот и динамику разгона
Руководитель проекта Крис Джердес демонстрирует сложную начинку автомобиля-робота
На гоночной трассе автомобиль без водителя демонстрирует результаты на уровне профессиональных гонщиков
Автомобиль-робот, созданный учёными из Стэнфорда и снабженный полностью автоматической системой управления, теперь может развивать скорость свыше 190 километров в час. При этом машина способна конкурировать на гоночной трассе с профессиональными пилотами.

Пока автомобили от компании Google, оснащенные системой роботизированного управления, неспешно перемещаются по городским улицам, самодвижущаяся Audi TTS, разработанная учёными Стэнфордского университета (Stanford University) и Лаборатории электронных исследований Volkswagen (Volkswagen Electronics Research Lab), ставит рекорды на гоночном треке.

На автодроме Тандерхилл (Thunderhill Raceway) беспилотный спорткар проехал круг в 4,8 километра за 2,5 минуты, развивая скорость свыше 190 километров в час.

Чудо техники по "имени" Шелли (Shelley) приводит в движение сложная система автоматики, управляемая специально разработанной программой. Компьютер рассчитывает оптимальную траекторию поворота и определяет, когда тормозить, а когда выжимать газ до отказа.

Результаты, продемонстрированные автомобилем-роботом, очень близки к тем, что показывают на этой трассе профессиональные гонщики. Но всё-таки, несмотря на всю свою сложную начинку, Шелли проигрывает лучшим пилотам несколько секунд.

"Человек водит иначе, — объясняет руководитель проекта Крис Джердес (Christian Gerdes). — Шелли чётко придерживается рассчитанного курса, в то время как человек в большей степени полагается на чувства и интуицию. Например, пилот может направить автомобиль в поворот по слишком широкой траектории, если знает, что это поможет лучше пройти следующий".

Впрочем, исследователи не собираются сдаваться. Они планируют в буквальном смысле заглянуть в голову профессиональных гонщиков, чтобы понять, чем те руководствуются, принимая необычные решения, которые помогают выиграть гонку.

На предстоящих заездах в рамках события Rolex Monterey Motorsports Reunion два пилота наденут на себя набор сенсоров, которые будут сканировать множество параметров, включая температуру тела, частоту сердечных сокращений и активность головного мозга. Это поможет учёным определить, какие манёвры требуют от водителя наибольшей концентрации. Одновременно с этим другие приборы будут отслеживать все технические данные машин.

"Мы должны знать, что делает лучших гонщиков такими успешными, — сказал Джердес. — Если мы сможем связать эти данные с изменением динамики болидов, то сможем повысить эффективность нашего автомобиля".

Результаты исследований будут использованы для создания автомобилей-роботов, способных без водителя перемещаться по дорогам общественного пользования. В ближайшей перспективе они помогут в разработке автоматической системы, которая поможет водителям справляться с опасными ситуациями на дорогах.

Исследователи считают, что испытания на гоночном треке очень важны, так как демонстрируют поведение высокотехнологичного автомобиля на предельных нагрузках (во время последних заездов из-за жары и повышенного трения несчастная Шелли полностью лишилась тормозных колодок).

Между тем, скольжение вращающегося колеса на трассе с точки зрения математики похоже на скольжение колеса на льду. "Если мы сможем выяснить, как избежать неприятностей на гоночной трассе, то впоследствии мы сможем научить автомобиль лучше ехать в условиях гололёда", — добавляет Джердес.