Интернет становится неотъемлемой частью нашей жизни. Электронная переписка вытесняет обычную, посещение социальных сетей заменяет живое общение и все больше россиян предпочитают узнавать новости из интернет-СМИ. Какие интернет-ресурсы пользуются большим доверием среди наших соотечественников? Это решили выяснить специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения.
Хотя интернет-СМИ набирают популярность, в ряде случаев пользователи Сети, все же, склонны больше доверять информации, получаемой за пределами Сети. Например, советам друзей и знакомых респонденты доверяют больше (73%), чем интернет-форумам (47%) и отзывам на сайтах (48%).
Пресса и телевизионные выпуски новостей, впрочем, тоже пока не уступают электронным СМИ. Так, газетам и журналам доверяют 63% респондентов, теленовостям –70%, а интернет-изданиям – 56%. В то же время, социальные сети вызывают у респондентов больше доверия (62%), чем незнакомые люди на улице (54%).
Информации в печатных справочниках участники опроса тоже доверяют меньше, чем той, что размещена в интернет-энциклопедиях (54% против 57%). Еще один пример доверия информации в Интернете – данные, размещенные на официальных сайтах организаций (51%).
Меньшим доверием у наших соотечественников пользуются интернет-магазины (32%) и информация, содержащаяся в электронной адресной рассылке (30%). В то же время реклама на телевидении и радио вызывает у респондентов больше доверия, чем интернет-реклама (18%). Меньше всего доверия, по мнению россиян, заслуживает информация, размещенная на сайтах знакомств (ей доверяют не более 12%).
В целом, пользователи Интернета чаще обращаются к возможностям, существующим оффлайн, нежели к интернет-сервисам и ресурсам. Яркие примеры – СМИ: телевидение (традиционное телевидение смотрят 89% опрошенных, онлайн-ТВ – 36%). То же самое и в случае с радио: обычное радио слушают 65%, онлайн-радио – 30%.
Это касается покупок: в обычных магазинах их совершают 83%, в Интернете – 42% опрошенных. Знакомства россияне тоже предпочитают заводить в реальности (52% – за реальные знакомства, 25% – знакомятся в Сети. В споре о том, какие книги лучше, печатные или электронные, похоже, побеждают сторонники печатной продукции. Читать бумажные книги предпочитают 48% респондентов, электронные – 37%.
А вот что касается общения, то социальные сети здесь незначительно отстают от реальных встреч с друзьями (85% и 92% соответственно).
Однако некоторые интернет-ресурсы более популярны, чем традиционные. Например, электронная почта пользуется большей популярностью, чем обычные письма (76% против 23%). А онлайн-игры востребованы практически в той же степени, что и реальные игры с друзьями (43% против 47%).
Впрочем, опросы показывают, что Интернет для наших граждан, все же, становится все важнее. Так, 42% женщин и 69% мужчин признались, что ради выхода в Сеть готовы пожертвовать горячей водой. А каждый четвертый мужчина и каждая пятая дама смогут отказаться от секса ради лишнего часа в Интернете. Еще люди готовы отказаться от общения с близкими, еды, телефона и телевизора, хотя, таких и меньше.
Между тем, ученые предупреждают: увлечение социальными сетями может привести к неадекватности. Использование соцсетей влияет на психику человека, вызывая постоянное чувство тревоги и желание проверить, что вам написали в "Твиттере" или на "Фейсбуке (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ). Участники исследования признались: использование соцсетей повлияло на их поведение, и в большинстве случаев это было негативное влияние. Заядлые пользователи этих ресурсов обнаружили, что у них развивается комплекс неполноценности из-за ревностного отношения к усехам виртуальных друзей. А некоторые интернет-пользователи признались, что им приходится выключать мобильные телефоны и компьютеры несколько раз в день. Иначе они просто не могут оторваться от виртуального мира.