Антонио Меннини: Патриарх и Папа вряд ли встретятся в России


фото ИТАР-ТАСС

Около 8 лет архиепископ Антонио Меннини прожил в Москве, будучи полномочным представителем государства Ватикан в России. Меннини рассказал сайту Вести.ru об истории взаимоотношений святого престола с государством РПЦ, а также о перспективах встречи Бенедикта XVI и Патриарха Кирилла.

Около восьми лет архиепископ Антонио Меннини прожил в Москве, будучи полномочным представителем государства Ватикан в России. Но вот уже почти два года, как он переведен Папой Римским на аналогичный пост в Великобританию. Так что теперь для того, чтобы задать вопросы архиепископу, надо ехать в Лондон. Или, как в данном случае – в Италию, на Metting 2012 – крупнейший христианский фестиваль в мире. И попросить вспомнить Антонио Меннини о годах жизни в России, истории взаимоотношений святого престола с государством и Русской Православной Церковью. А также узнать о перспективах встречи Папы Бенедикта XVI и Патриарха Кирилла.

- Почти 8 лет вы были нунцием в России…

- На самом деле первые годы я был в Москве не апостольским нунцием, а просто представителем святого престола, потому что в то время отношения между Ватиканом и Россией были неполноценными. Я представлял главу святого престола – Папу Римского – прежде всего перед местной Католической Церковью, а также перед Русской Православной Церковью и способствовал налаживанию сотрудничества между государствами Россия и Ватикан.

Если еще 25 лет назад по ряду волнующих нас проблем мы находили общий язык с США, сейчас ситуация изменилась. И в последние годы по таким вопросам, как защита жизни и семьи или в отношении к эвтаназии, правительство России неизменно поддерживало позицию святого престола.

- За некоторое время до вашего переезда в Москву в отношениях между православием и католичеством наступил тяжелейший момент. Я имею в виду то время, когда стало известно, что в России появились католические епархии, что РПЦ сочла актом прозелитизма на своей территории. И лишь когда вы приехали в Москву (да и то не сразу), наступило улучшение. У вас было секретное оружие?

- Секретного оружия, конечно, не было. А вот температура в отношениях была более чем прохладной. Однажды я даже сказал журналистам, что сегодня "минус 22 градуса", и холод стоит просто собачий. После учреждения католических епархий в России православные напомнили нам о наших же собственных правилах ставить их в известность, когда мы планируем какие-то важные решения. А с другой стороны, католики жаловались, что православный мир далек от них, что он настроен враждебно, агрессивно по отношению к католической церкви.

Я понял, что мне нужно быть очень внимательным. Я всегда старался понять, чего хотели и ждали православные от нас и нашего присутствия в России. Потихоньку я начал знакомиться с ними, слушать их – даже тех, кто был настроен весьма резко. И это приносило определенные плоды. Даже в годы, когда между нами были напряженные отношения, покойный патриарх Алексий II дал свое благословение группе семинаристов поехать учиться в папский университет в Риме. Значит, он понимал: то, что мы предлагаем, это от чистого сердца, мы желаем Церкви только добра.

- Вы изучали культурные традиции Русской Православной Церкви. Что вы получили от нее? Ведь неслучайно, уезжая из России, вы говорили, что частичка вашего сердца осталась там.

- Я никогда не забуду византийские литургии, их красоту. И молитвы простых людей, их отношение к иконам. Приехав впервые, я мало что знал о русском богословии, об иконопочитании, иконографии. И нам было трудно понять, почему с такой любовью чистят иконы в храме. Какую благодать они получают? Глядя на картину Рафаэля, мы оцениваем ее как произведение искусства, но совсем не то — иконы в православии: те, что написаны 300 лет назад, равнозначны современным бумажным образкам. Я также понимаю, почему покойный папа Иоанн-Павел II вернул Казанскую икону Божией Матери.

А вот прекрасные патриаршие службы — про них я могу сказать, что они были длинными, и тогда, чтобы восстановить кровообращение, приходилось потихоньку заниматься физкультурой.

Еще я с большим теплом вспоминаю тех, кто посвятил меня в русскую философию, кто учил меня русскому языку. Из самиздата я знал, что люди сохраняли веру, читая Достоевского и Толстого, и я понял, что мне тоже необходимо прочесть эти книги, а также молиться тем мученикам, которые способствовали спасению земли русской. И когда я, иностранец, бывал на Бутовском полигоне, меня каждый раз потрясали братские могилы, где похоронены расстрелянные миряне, священники, монахини, епископы...

- Сразу после визита Папы Бенедикта XVI в Англию вы были назначены на новую должность посла в Великобритании. Вы продолжаете в Лондоне трудиться на благо единства Церкви? То, что уже начали делать в России?

- Для начала я вам напомню, что в Англии живет немало православных. Там есть приходы Русской Православной Церкви, Константинопольского Патриархата… С англиканской церковью и нынешним архиепископом Кентерберийским у нас очень хорошие отношения. Но надо помнить, что в одной части их церкви нет таинств, поэтому с ними гораздо сложнее наладить диалог. Зато мы можем выработать совместную позицию. Например, в защите христиан на Ближнем Востоке. А недавно декретом Бенедикта XVI была создана специальная структура, принимающая англикан, желающих переходить из их церкви в католическую.

- Не могу не задать вам того вопроса, который обязательно задают все журналисты при любой возможности: Папа и Патриарх – когда они встретятся?

- При Алексии II разрабатывались разные сценарии организации этой встречи. И кто знает, не скончайся глава Русской Православной Церкви столь внезапно, может быть, встреча уже состоялась бы.

Если эта встреча и произойдет, то вряд ли в России. Возможно, в Италии, может быть, в Бари, где хранятся мощи святителя Николая. В частности, потому, что православные очень почитают этого святого и регулярно устраивают туда паломничества. Но нужно запастись терпением, потому что сегодня внутри РПЦ наблюдаются разные тенденции. А так как после второго ватиканского собора у нас тоже был раскол, мы понимаем риски, существующие сегодня у православной церкви.

Приходится признавать, что в России значительное количество православных не принимает и даже боится католическую церковь. Сказались годы атеистической, антизападной, и, соответственно, антиримской пропаганды. Но я думаю, что мы на верном пути. Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл несколько лет тому назад, "мы должны научиться любить друг друга, должны познакомиться друг с другом, принять друг друга, не умаляя нашу веру и наши традиции". И лишь проделав всю необходимую работу, мы будем готовы к этому историческому событию.