Премьера "Бориса Годунова": омоновцы вместо опричников

К первой премьере нового сезона готовятся в Екатеринбургском оперном. Ею станет опера Мусоргского "Борис Годунов". Правда, классической версии спектакля зрителям ждать не стоит. Режиссер Александр Титель уже ставил "Бориса" на этой сцене четверть века назад и повторяться не намерен.

Толпа голодных россиян просит у царя хлеба. Они стоят на морозе несколько часов, но уходить не торопятся. Трудно поверить, но это репетиция "Бориса Годунова". Классические текст и музыку здесь не изменили. Но в остальном оперу решили полностью осовременить. Вместо опричников – омоновцы. Вместо кафтанов, как и на репетиции, толстовки и джинсы. И только время как в оригинале – смутное, кризисное. Правда, не из-за неурожая, а из-за того, что иссякли запасы нефти. «Это такая антиутопия, что может произойти, если не очень благоприятно сложатся обстоятельства внутри страны и вне ее для нас с вами, для наших детей, для наших внуков», — поясняет главный режиссер Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, постановщик оперы "Борис Годунов" Александр Титель.

Этот спектакль – возвращение Тителя в родной театр через 20 лет разлуки. В 80-х он был главным режиссером Свердловского оперного, тогда родились знаменитые "Сказки Гофмана" и "Пророк". Тогда же Титель впервые поставил на этой сцене "Бориса Годунова". И сейчас повторяться не намерен. Вечно пьяный беглый монах Валаам превратится в инвалида военной кампании. По сцене будет передвигаться на тележке, отталкиваясь от пола руками. «Очень интересно. Очень много находок свежих, новых, современных. Режиссер заражает идеями, дает очень много задач, вносит много интересных предложений», — рассказывает солист оперного театра Олег Бударацкий.

Современный царь Борис на сцене появится в костюме и галстуке. И должен будет вызвать сочувствие как правитель, который пытается помочь народу, но безрезультатно. «Борис Годунов находится именно в такой ситуации, когда все рушится, все происходит не так, как он планировал, не то, что он задумал», — говорит солист московского театра "Геликон-опера" Алексей Тихомиров.

До премьеры остается ровно месяц. Сцена уже готова: выкрашена в черный цвет, а кулисы убраны, чтобы поместились все массивные декорации.

Сегодня