Роскомнадзор обещает не принимать "драконовских мер" к мультикам и СМИ

Роскомнадзор не будет принимать "драконовских мер" в связи со вступлением в силу с 1 сентября закона, предусматривающего возрастную маркировку контента в СМИ, заверили в ведомстве. Там признали, что закон требует корректировки, поскольку нет четкого понимания по ряду позиций.

Роскомнадзор не будет принимать "драконовских мер" в связи со вступлением в силу с 1 сентября закона, предусматривающего возрастную маркировку контента в СМИ, заверил глава ведомства Александр Жаров представителей ведущих печатных и сетевых СМИ.

"Мы не собираемся быть "держимордами" и "драконами", которые будут налево-направо выносить предупреждения", — заявил Жаров. В то же время, он не считает возможным перенос сроков вступления данного закона в силу, поскольку документ был подписан президентом полтора года назад.

"Думаю, у каждого СМИ концептуальный подход, как применять этот закон, уже есть", — уверен глава Роскомнадзора. Вместе с тем, в ведомстве признают, что, в отличие от телевидения и радио, ситуация с печатными и интернет-СМИ сложная.

"Закон для нас новый, в части печатных и сетевых изданий нет четкого понимания, каким знаком маркировать, его объемы и место расположения", — сказал замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов.

В части телевещания, по его словам, по поводу знака маркировки уже есть специальное распоряжение Минкомсвязи, передает ИТАР-ТАСС. В отношении печатных и сетевых СМИ такое распоряжение должно быть выработано на основе рекомендаций представителей отрасли.

Однако многие представители интернет-изданий просят если не вывести эту сферу из-под действия закона, то хотя бы детально проанализировать этот вопрос. В частности, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко подчеркнул, что контент, генерируемый читателями интернет-изданий (в частности, комментарии), не должен подпадать под действие закона.

Еще одна сложность, по его словам, заключается в том, что содержание сетевых изданий обновляется очень оперативно. "Контент в интернете генерируется динамически, при этом разные СМИ используют разные технические платформы, из-за чего может возникнуть техническая несостыковка", — заметил Плуготаренко.

По мнению главы ассоциации, который представил консолидированную позицию отрасли, сегмент интернет-СМИ является "неоправданно дискриминированным" по отношению к остальному интернету, поскольку сайты, не являющиеся СМИ, не должны маркировать размещенную на них информацию.

Он убежден, что принципов саморегулирования было бы достаточно, чтобы "интернет-СМИ могли самостоятельно справляться с нелегальным контентом на своих пространствах". Учитывая то, что закон уже не будет кардинально изменен, Плуготаренко сообщил: отрасль в кратчайший срок (в течение недели) представит концепцию реализации этого закона, "которая не сильно бы нас нагружала и позволяла бы исполнять требования закона".

Представители информагентств также согласились, что маркировать весь поток информации на их интернет-сайтах будет крайне сложно: выполнить требования закона и оперативно информировать читателей вряд ли удастся.

В отрасли печатных СМИ необходимость маркировки продукции по возрастному принципу также восприняли без радости. Президент гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев, в частности, выразил опасения, что вступление в силу этого закона в совокупности со вступлением в силу запрета на рекламу алкогольной продукции негативно отразится на рекламных доходах печатных СМИ и поставит существование некоторых из них под угрозу.

Кроме того, многие ежемесячные и еженедельные издания уже находятся в печати, поэтому маркировку в них вряд ли удастся проставить. "Полтора года было! И таблоиды, и ежедневные издания должны были быть к этому готовы. То, что с 1 сентября выйдут издания немаркированные, — это неприемлемая позиция", — заявил в ответ на это глава Роскомнадзора.

Тем не менее, гильдия готова консолидированно подготовить свои замечания к закону после первого месяца его реализации. Предложения, сформулированные по итогам встречи, будут направлены в Минкомсвязи, сообщил Ксензов.

Для обсуждения предложений по корректировке закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" Роскомнадзор планирует 10-15 октября провести заседание экспертного совета.

"Закон для службы новый, и нет четкого понимания в отношении маркировки продукции печатных и сетевых СМИ", — отметил замруководителя Роскомнадзора Максим Ксензов на состоявшемся сегодня совещании по вопросам практического применения закона в печатных и интернет-СМИ.

"Мы не настолько квалифицированы, чтобы сходу делать такие предложения, и поэтому в течение месяца будем анализировать правоприменительную практику в отношении ФЗ-436", — сказал Ксензов.

Он подтвердил, что в течение сентября будет анализироваться правоприменительная практика, реакция общества, органов прокуратуры и других заинтересованных структур. В октябре планируется, по его словам, провести итоговое обсуждение, чтобы сформировать вместе с отраслью предложения для корректировки норм закона.

К этому обсуждению, сообщил замглавы Роскомнадзора, уже приглашены представители Госдумы, в том числе авторы закона, прокуратуры и других ведомств. "Мы хотим дать понять, что мы будем действовать адекватно",- подчеркнул Ксензов.

Закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" был принят Госдумой в декабре 2010 года и вступает в силу 1 сентября. Он предусматривает ряд мер по защите ребенка от распространения печатной продукции, а также аудио- и видеоматериалов порнографического содержания, в том числе в форме пропаганды.

Также устанавливаются нормативы распространения визуальной продукции, не рекомендуемой для просмотра детей в возрасте до 18 лет, в виде снабжения ее специальными информационными знаками — маркировкой "6+", "12+", "16+" и "18+".

Ранее Роскомнадзор согласовал с телерадиокомпаниями вопрос маркировки их продукции. По мнению экспертов отрасли, фактически все печатные и сетевые СМИ должны получать маркировку "18+", за исключением общественно-политических изданий, которые выведены из-под действия закона, передает "Интерфакс".

При этом Ксензов сообщил, что в службе нет четкой позиции по тематике СМИ: "С момента регистрации, например, общественно-политического СМИ редакционная политика издания могла поменяться. И наоборот".

Поэтому, по его словам, возможно, будет введен механизм проведения экспертиз тематики СМИ с ведением соответствующего реестра. Вопрос маркировки информационной продукции больше всего вызывает вопросов у сетевых СМИ. В том числе потому, что, согласно действующему законодательству, информация, маркированная по уровню "18+", может стать недоступной, в частности, в бесплатных публичных точках доступа.

При этом, по мнению экспертов Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), из-за отсутствия в законодательстве четких критериев обеспечения безопасности детей в Интернете эту же норму можно распространить на сегмент домашнего Интернета.

По оценке представителей отрасли, в этом случае сетевые СМИ могут потерять до 30% аудитории. Также на совещании было отмечено, что значительная часть информации сетевых СМИ (в частности, новостные ленты ) формируется фактически в режиме реального времени, и ее маркировка требует не только решения технических задач, но и временных затрат, что для новостных лент является критически важным параметром.

То есть, по мнению участников рынка, новостные ленты можно приравнять к прямому эфиру на телевидении или радио, где новостные трансляции также выведены из-под действия закона.

В свою очередь, Ксензов отметил, что, по его мнению, промаркировать сайт не сложно, а сама маркировка может быть привязана не к размеру экрана, а например, к логотипу издания. Также он подчеркнул, что возможна маркировка сайтов по разделам.

По словам директора РАЭК Сергея Плуготаренко, идеальным вариантом было бы выведение всех интернет-СМИ из-под действия этого закона. "Поскольку это маловероятно, то нам необходимо около недели для подготовки концепции маркировки контента сетевых СМИ в соответствии с законом", — заявил Плуготаренко.

Ранее высказывались опасения, что после 1 сентября популярные у детей мультфильмы (например, "Ну, погоди!") надо будет или обрезать, или переносить в программе передач на позднее время. Сегодня Максим Ксензов сообщил, что, в частности, этот мультфильм ( на котором выросло не одно поколение российских телезрителей), возможно, все-таки будут показывать и в дневное время.