Фотосессия над Ольхоном

Космонавт Алексей Леонов назвал Байкал "жемчужиной на зеленом ковре Сибири". Именно таким он увидел самое глубокое и чистое озеро планеты, которое даже называют морем. Сегодня за уникальным озером космонавты наблюдают не только с МКС, но и через иллюминаторы специальных самолетов.

Космонавт Алексей Леонов назвал Байкал "жемчужиной на зеленом ковре Сибири". Именно таким он увидел самое глубокое и чистое озеро планеты, которое порой даже называют морем. Сегодня за уникальным озером космонавты наблюдают не только с МКС, но и через иллюминаторы специальных самолетов во время тренировок, в ходе которых осваивают методы спектрометрии.

Море тайги осталось позади, а сейчас под крылом самолета раскинулась водная гладь. Самое глубокое озеро планеты – Байкал, которое, порой, сравнивают с морем.

Этот полет — очередной этап подготовки новобранцев отряда космонавтов. С помощью фотоаппаратов и прибора под названием спектрометр они наблюдают за состоянием уникального водоема.

"Почему озеро Байкал выбрали? Оно такое характерное – за ним все следят, беспокоятся об экологии. Это наше народное достояние. У нас космонавты на МКС выполняют задания по нему. Там они снимают почти то же самое, что будем сейчас снимать мы, но с расстояния 350 километров", — разъясняет Олег Андрюшенко.

Весь маршрут полета над озером поделен на семь частей. По количеству космонавтов. Вылет из аэропорта Иркутска. Далее — вдоль северного берега Байкала над островом Ольхон. В северной точке разворот на юг. Потом вдоль южной береговой полосы, пролет над полуостровом с характерным названием Святой Нос до западной границы воды и возвращение в аэропорт.

Эксперимент по детальному изучению Байкала в 2010 году начал космонавт Федор Юрчихин. С борта Международной космической станции с помощью спектрометра он фиксировал выбросы метана на поверхности воды. Тогда одновременно с ним дно на большой глубине озера исследовал глубоководный аппарат "Мир".

"Конечно, работа Федора Юрчихина полезная во всех отношениях. Впервые появилось это специальное оборудование на борту и Федор как инженер подошел творчески. Он ее протестировал с борта впервые", — рассказывает начальник сектора РКК "Энергия" Владимир Рязанцев.

Сегодня на борту самолета – та же аппаратура, что и в космосе. Но до синей глади Байкала не 400, а восемь километров. Это тренировка во время которой космонавты получают навыки визуального наблюдения. Они пригодятся им на орбите. А информация поможет ученым понять, как живет Байкал – хранилище пятой части мировых запасов пресной воды.

"Эту работу ты делаешь не для себя, а для каких-то определенных задач, которые тебе доверяют потому что сами не могут полететь в космос. Поэтому это в первую очередь работа, а во вторую – творчество", — расставляет приоритеты космонавт-испытатель Сергей Кудь-Сверчков.

С помощью спектрометра и фотоаппарата космонавты помогают не только ученым, но и МЧС в получении оперативной информации. Любое ЧП – будь то наводнение, извержение вулкана или пожар — проще предотвратить.

"Те, кто летал, возвращаются и говорят, что на фотографии лишь частица, потому что то, что на самом деле открывается глазу, поистине великолепно", — уверяет Сергей Кудь-Сверчков.

А Федор Юрчихин после возвращения на Землю устроил выставку своих изумительных по красоте космических фотографий.У нынешних кандидатов в звездный отряд это еще впереди.