Рисунки Алексея Боголюбова вернули к жизни

В Центре имени Грабаря отреставрировала 35 рисунков Алексея Боголюбова. Больше ста лет эти работы пролежали в запасниках. Теперь им вернули экспозиционный вид.

35 рисунков Алексея Боголюбова из Саратовского музея реставрировали в Институте органического синтеза. После того, как Центр имени Грабаря два года назад пережил пожар, реставрационные мастерские временно переехали в здание по соседству. Места здесь меньше, но, несмотря на тесноту, работа идет даже с опережением плана. В одном только отделе реставрации графики за прошлый год вернули к жизни 900 экспонатов.

"Посмотрите, в каком состоянии находилась сама работа. Реставратору удалось удалить остатки монтировочной бумаги", — показала работу старший научный сотрудник Отдела реставрации произведений графики научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря Елена Якубова.

Алексей Боголюбов, внук писателя Александра Радищева, выпускник Морского кадетского корпуса, художником стал по совету герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Тот в одном из морских походов увидел его рисунки и посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству. Дальше была Академия художеств, учеба за границей, встречи с Карлом Брюлловым и Айвазовским, персональные выставки. Всего Боголюбов написал больше 3000 работ – примерно треть хранится в Саратовском музее, который был создан по инициативе самого художника в 1885 году. В Саратове, конечно, есть свои реставрационные мастерские. Но работы с самыми сложными "диагнозами" отправляют в Москву.

Елена Якубова: "Проблема в том, что достаточно значительная часть листов поступила монтированными на подложки из бархатного картона темно-красного цвета. Значительная часть листов изменила свой общий тон. Поскольку темно-красный цвет картона прошел с течением времени на лицевую сторону произведений".

Рисунок до реставрации и после — разница колоссальная. Чтобы удалить розоватые разводы, реставраторы использовали специальный химический раствор – рецепт его приготовления предпочитают держать в секрете. Предварительно работы очистили на вакуумном столе.

"Все акварели Боголюбова были промыты от желтизны. Этот процесс завершен, поэтому я могу показать, как мы это делали, но на примере другой работы из дагестанского музея", – показала Юлия Савкова, художник-реставратор Отдела реставрации произведений графики научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря.

Фильтрованная бумага смачивается водой. На нее кладется рисунок. Дальше запускается механизм. Вакуумный стол работает как вытяжка. Под действием струи воздуха рисунок высыхает. А бумага впитывает загрязнения. Желтизна уходит в фильтровальную бумагу.

Графические работы чувствительны к малейшим колебаниям температуры и влажности. Из-за нарушения условий хранения на рисунках появляются разрывы.

"Это японская бумага, которая подбирается по тону и по цвету близко к авторскому. Она очень высокого качества и ею подклеиваются разрывы с оборотной стороны. Хорошо состыковать места разрыва, стыков, чтобы не было прощелин, дырочки необходимо забить бумажной массой. А края японской бумаги зачищаются", — пояснила Анна Исайкина, художник-реставратор Отдела реставрации произведений графики научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря .

Больше ста лет эти работы пролежали в запасниках. Теперь им вернули экспозиционный вид. В конце декабря, надеются в Центре имени Грабаря, удастся провести выставку. Если она состоится, это будет уникальное для Москвы событие – ведь никогда в таком объеме наследие Алексея Боголюбова в столице не видели.