Звезда КЭЦ

155 лет назад родился основоположник российской космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. Сегодня кажется вполне привычным, что у землян есть свой дом на околоземной орбите – Международная космическая станция, которую космонавты иногда называют "Звездой КЭЦ" в честь Циолковского.

155 лет назад, 17 сентября в Рязанской губернии родился основоположник российской космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. Земля – колыбель человечества, часто повторял гениальный ученый-самоучка, но нельзя жить вечно в колыбели. Сегодня кажется вполне привычным, что у землян есть свой дом на околоземной орбите – Международная космическая станция, которую космонавты иногда называют "Звездой КЭЦ" в честь Константина Эдуардовича Циолковского.

Сегодня кажется вполне привычным, что у землян есть свой дом на околоземной орбите – Международная космическая станция. Сооружение весом под 200 тонн, которое парит в безвоздушном пространстве. А еще 100 лет назад ученого, который предсказывал, что человечество будет летать в космос и жить вне Земли, считали сумасшедшим.

"Константин Эдуардович Циолковский в конце века сделал величайшее открытие, что человечество не является вечным пленником Земли, как до этого утверждала вся наука и идеалистическая, и материалистическая", — говорит Юрий Бирюков, историк космонавтики.

Константин Эдуардович первым рассчитал формулу движения ракеты. По его формуле космической скорости можно достичь, если взять топлива в 4 раза больше, чем весит сама ракета. Ученый предложил создать "космический поезд", соединив вместе несколько ракет с топливом и одну – для людей.

"Ракетные поезда" — это все равно, что многоступенчатые ракеты, т.е. первая ступень, вторая, третья, четвертая, пятая и эта связка летит, это до сих пор применяется. Это как бы просто для него было. И он значения этому не придавал. А это назвали формулой Циолковского", — рассказывает Сергей Самбуров, правнук К.Э. Циолковского.

Современные ракеты до сих пор преодолевают земное притяжение по формуле Циолковского, выведенной более века назад. Его статья, опубликованная в начале XX века, называлась "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Если бы тогда к ней отнеслись серьезно, возможно, космическая эра наступила бы раньше.

"Почитайте его книги о космических путешествиях, и все станет ясно, даже и шлюзовые камеры и скафандры, все-все, как будто он все это видел, все он рисовал. Предлагал строить эфирные города, брать допустимые материалы с планет", — поясняет Сергей Самбуров, правнук К.Э. Циолковского.

Прообразом такого эфирного города можно считать орбитальную космическую станцию "Салют". Впервые земной островок был выведен на орбиту в апреле 1971 года. Потом была станция "Мир". Сейчас на околоземной орбите работает уже Международная космическая станция. Ученые до сих пор удивляются, откуда человек, никогда не покидавший Землю, знал, как будут вести себя в невесомости разные предметы.

"Можно ли воспользоваться движением Земли, чтобы добывать энергию, можно ли с помощью, скажем, цельнометаллических дирижаблей решить главную проблему России – транспортную, необходимую для освоения российских просторов. И вот среди этих проблем оказалась проблема преодоления земной гравитации", — рассказывает Юрий Бирюков, историк космонавтики.

Однажды в библиотеке Циолковский встретился с Николаем Федоровым – основоположником русского космизма. Он посвятил Циолковского в свою теорию: души умерших обитают в космосе и в какой-то момент могут воскреснуть и вернутся на Землю.

"Циолковский верил в это. И если посмотреть его книги, то вся эта идея освоения Солнца, других звездных систем, это было бы то место, где нужно разместить наших умерших предшественников. Обычно об этом не говорили, но первоначально вся его философия строилась на этом", — поясняет Лев Зеленый, директор Института космических исследований РАН.

Ученый приходит к выводу: земная цивилизация неминуемо погибнет от геологической катастрофы, падения метеорита или другого вселенского катаклизма. Но, выйдя в космос и расселившись во Вселенной, человечество может стать бессмертным.

Запись радиовыступления К.Э.Циолковского: "Сорок лет я работал над реактивным двигателем и был уверен, что полеты на Марс начнутся лишь через многие сотни лет. Но сроки меняются"

На самом деле до первого полёта человека в космос оставалось чуть более четверти века.