Легендарному полку "Нормандия-Неман" – 70 лет

Легендарный французский авиаполк "Нормандия-Неман" сегодня отмечает своё 70-летие. В 1942 году, в разгар войны, французские пилоты сели за штурвалы советских самолётов. И это сочетание принесло невероятный успех на фронте — эскадрилья одержала почти триста побед.

Легендарный французский авиаполк "Нормандия-Неман" сегодня отмечает своё 70-летие. В 1942 году, в разгар войны, французские пилоты сели за штурвалы советских самолётов. И это сочетание принесло невероятный успех на фронте — эскадрилья одержала почти триста побед. "Нормандия-Неман" до сих пор находится в составе французских ВВС, и служить в этом полку для лётчиков — настоящая честь.

Самый грозный истребитель сороковых годов — Як-3 — в небе над окрестностями французского Бордо в окружении своих современных товарищей — легендарной эскадрилье "Нормандия-Неман" сегодня исполняется 70 лет. И для французских летчиков, которые по прежнему поднимаются в небо под тем же именем, нет лучше способа отметить эту дату, чем пролететь крыло к крылу с героической машиной своих предшественников.

В торжественной церемонии на поле самой крупной авиабазы Франции, к которой ныне приписана историческая часть, участвуют родственники пилотов Второй мировой, командование французских и российских ВВС.

Пилоты современного полка "Нормандия-Неман" на задания вылетают на самых передовых французских истребителях "Дассо Рафаль". Но сегодня по случаю один их них раскрасили в точности так же, как советский Як-3 времен Второй мировой. Все на своих местах: эмблема движения "Сражающаяся Франция", французский триколор, эмблема эскадрильи и, конечно, главная деталь — красная пятиконечная звезда.

"Каждый, кто поступает к нам на службу, обязательно проходит тест на знание истории полка. Мы гордимся своим прошлым, это часть нашего престижа", — говорит Франсуа Трико, командир части военно-воздушных сил Франции "Нормандия-Неман".

1942 год, Франция оккупирована. Де Голль и Сталин договариваются создать уникальную боевую единицу, собрать со всего мира французских пилотов-добровольцев и посадить их на советские самолеты. Полк формируют в Сирии, через Ирак и Ливию летчики добираются до Советского Союза.

"Нас встречали, как королей. Я помню, как после нескольких месяцев в пустыне мы, наконец, добрались до Иванова: и военные, и гражданские оказали нам такой теплый прием, что мы тут же стали друзьями, языкового барьера никто даже не замечал", — вспоминает Жорж Мазюрель, ветеран авиационного полка "Нормандия-Неман".

Позже французских механиков заменят на советских — техника наша, так сподручнее. Этот дуэт станет одной из самых результативных боевых единиц Великой Отечественной: свыше 5000 вылетов, три сотни побед.

"У пилотов "Мессершмиттов" был приказ не вступать в одиночную схватку с Як-3 — по маневренности этому самолету не было равных, и в честном бою он не оставлял немецким асам никаких шансов", — говорит Макси Гайнза, коллекционер, пилот самолета-истребителя Як-3.

Свой Як, один из полутора десятков на ходу, оставшихся на свете, аргентинский пилот и коллекционер Макси Гайнза собирал по частям. Кусок фюзеляжа из боевой машины французского командира Луи Дельфино, он лично сбил семь немецких самолетов.

"Прежде всего радует, что французы об этом помнят. Мы тоже не забываем, но то, что у них это осталось, и они приветствуют, и расширяют, и каждый год приумножают, конечно, огромное им за это спасибо. Но, наверное, и наши заслуги в этом тоже есть", — считает Виктор Бондарев, главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ.

Российские военные уже ответили своим приглашением: делегация французской "Нормандии-Неман" посетит авиационную часть на Дальнем Востоке, которая носит то же самое имя.