Космонавты в свободном падении

Парашютная подготовка для будущих космонавтов – настоящая школа стресса. В свободном падении они решают логические задачки, запоминают и складывают числа. Решение необходимо найти за секунды. В ушах шумит ветер, а земля мчится на тебя, но надо сохранять здравый смысл и комментировать свои действия.

Аэродром в городе Мензелинск – спортивная база для покорителей неба со всего мира. Здесь тренируются лучшие спортсмены по купольной акробатике, оттачивают мастерство парашютисты-точнисты. На этой дропзоне открывают небо мечтатели и романтики со всей России. А космонавты покоряют свои первые высоты.

"Главное – не бояться. Напутствие инструктора: главное, не бояться", — готовятся к прыжку космонавты.

На взлете – космический борт. 4 тысячи метров над землей. Перед отделением – рукопожатие на удачу. Шаг в открытую дверь. И свободное падение.

Здесь страх смешивается с любопытством. А время растягивается. Не меньше 40 прыжков перед полетом в космос. Экспедиция к звездам требует специальной парашютной подготовки.

Этот взлет на аэродроме называют космическим, потому что на борту находятся будущие покорители орбит и их инструкторы. У каждого космонавта своя карточка. Причем на момент набора высоты карточка закрыта, ее нельзя решить в самолете. А рядом с космонавтом инструктор, который все фиксирует на видеокамеру

"Приготовится! На боевом, приготовиться. Пошли. Пошли", — звучит команда.

"Высота — 4 тысячи, попробую и я решить космическую карточку. Черно-красная таблица (ЧКТ). Отделяюсь, легла на поток", — прыгает с парашютом Наталья Бурцева.

Не получилось. Без подготовки в стрессовой ситуации свободного падения решить космическую задачу нелегко. То ли дело – космонавты. Тренировка делает из них настоящих покорителей высот.

"Все, стоять, стоять", — командует окончание испытаний руководитель сборов СППК, Герой России Виктор Рень.

Если под куполом слышен этот голос – все в порядке. Руководит прыжками Виктор Алексеевич Рень. Следит за каждым парашютистом. Чем больше указаний сейчас, тем основательней космонавт подготовится к следующему прыжку.

"Рано, рано идешь. Развернись, проверь ветер. Отлично, вот здесь постой, посмотри какие собственные скорости", — советует Виктор Рень.

Сергей Кудь-Сверчков сразу после приземления разбирает карточку. Ту саму – ЧКТ – сложную черно-красную таблицу.

"Надо перечислять красные по возрастанию, черные – по убыванию. 1Л-8Г. "и это надо сделать все быстро", — поясняет космонавт Сергей Кудь-Сверчков.

Они решают логические задачки, запоминают и складывают числа. На земле математические решения приходят не сразу, а в свободном падении решение необходимо найти за секунды. Такая школа смоделированного стресса. Перед прыжком – новая карточка.

Ирина Баяновна Соловьева. Именно она в начале 1970-х разработала этот вид подготовки. Сегодня следит за логической работой в воздухе. С каждым разбирает задачу и дает новую вводную. По себе знает: свободное падение – стрессовая ситуация. Когда в ушах шумит ветер, а земля мчится с огромной скоростью, сохранять здравый смысл и комментировать свои действия на диктофон — непросто.

"Чем ценна парашютная подготовка для космонавта, это реальное ощущение риска. Момент напряженный впереди, то есть он в свободном падении еще готовится к опасному этому или не опасному, но вносящему какой-то риск моменту этапа прыжка", — отмечает мастер парашютного спорта, кандидат психологических наук ЦПК имени Гагарина, методист СППК Ирина Соловьева.

Повороты, сальто и специально – введение в беспорядочное падение, чтобы потом правильно выйти из него и лечь на поток. При этом следить надо за высотомером.

"Я буду лежать рядом, тебя снимать, если покажу вот так, то это надо прогнуться, вот это — расслабиться, вот так – прогнуться", — инструктирует Вагнера Кржижановский.

Павел Кржижановский открыл небо многим космонавтам. На этих сборах он инструктор у Ивана Вагнера.

В небе руки космонавта – рули. В будущем он будет управлять космическим кораблем, ныне — управляет воздушным потоком.

"У нас есть упражнения сближения с подвижной целью с ведением репортажа, а также сложно-совмещенная деятельность. Здесь развивается и глазомер, и способность принять решение, как повести себя, какие необходимые действия выполнять", — рассказывает о программе подготовки методист СППК, мастер парашютного спорта, кандидат психологических наук ЦПК имени Гагарина Ирина Соловьева.

Два летящих объекта. С огромной вертикальной скоростью падения – 50 метров в секунду. А еще и перемещаются по горизонту. Будто станция и комический корабль. От правильности действий зависит результат воздушной стыковки. Если врежешься, то мало не покажется.

"Я подбираюсь все ближе и ближе. Я Валентина вспоминал. Они же над крестом так работают. Сложно держать. Ветер сильный, я на полном ходу. Прекрасно, великолепно отработал", — признается Сергей Прокопьев.

Ему сложнее в разы. С задачами Сергей Прокопьев справляется отлично. Но боевому летчику выходить из исправного самолета – чуждо. Вот и перебарывает себя многократно.

"Считается, что это крайняя мера, до которой доводить нежелательно. Есть некоторые суеверия: летчикам нежелательно испытывать ощущения свободного падения. Это ненормально — покидать нормально летящий самолет", — говорит космонавт Сергей Прокопьев.

100 прыжков – первый парашютный юбилей. Событие особое. На аэродроме – это праздник, но поздравляют юбиляра в небе. Вручают в воздухе игрушку.

"100 прыжков для меня, как для летчика, это уже первый определенный барьер, так как летчики не любят прыгать", — признается летчик-космонавт Прокопьев.

Космонавт Андрей Бабкин участвует во многих передовых разработках космической техники. Отмечает, что такие тренировки важны не только для моделирования стрессовой ситуации – в будущем подобным способом люди будут возвращаться из космоса.

"Разрабатываются средства спасения индивидуальные. То есть надувается оболочка, типа аэроволан, который может противодействовать входу в плотные слои атмосферы, не сгорая. При этом объект, который находится внутри без специального защитного покрытия, может преодолеть этот слой плазмы и дальше спастись на парашюте", — рассказывает о новых средствах спасения космонавт Андрей Бабкин.

Кто уверенно прыгает – успешно летает. Поэтому все летающие космонавты прошли подготовку в небе. Знают: чувство уверенности в космическом полете само собой не приходит.