Бюджетный процесс: бухгалтерия или политика?

На фоне мирового кризиса существует кризис фирменно российский: в отличие от Европы, в России все эти годы не сокращались, а росли и продолжают расти социальные расходы. Эта ситуация не радует. Именно поэтому бюджет жесткий, а в каких-то местах достаточно тяжелый. В чем же нюансы бюджетирования?

На фоне продолжающегося мирового кризиса существует кризис фирменно российский: в в отличие от Европы, в России все эти годы не сокращались, а росли и продолжают расти социальные расходы. Эта ситуация не радует. Именно поэтому бюджет жесткий, а в каких-то местах достаточно тяжелый. В чем же нюансы бюджетирования?

Такой на форуме в Сочи явила себя Удмуртия: родина автомата "Калашникова", которая рассчитывает теперь стать не менее знаковым поставщиком сельхозпродукции. Ростовская область гордится своим наследием, но ожидает, что депрессивную угольную отрасль сменят разные инновационные проекты. Рядом — ростелекомовский стенд "Умный дом — умный город — умная страна". Не меньше прелестей — на стенде этнографического парка, где тон задавали москвичи и москвички. Красиво было и у калмыков. По соседству — продвинутый Татарстан с его проектом "Иннополиса". Но наш вопрос о бюджетном процессе — к хозяйке форума — Кубани и её губернатору Александру Ткачеву.

- Александр Николаевич, а вашем случае бюджетный процесс — это больше бухгалтерия или политика?

- Я думаю, это такой микс. Потому что есть доходы и расходы бюджета. И, конечно, доходы меня даже больше интересуют, потому что если не будет бюджета — не будет миллиардов рублей, которые каждый год можно прибавлять, потому что с каждым годом появляется возможность, куда их потратить. Прежде всего — на социальные выплаты, на строительство спортивных объектов, социальных, Минздрава и так далее. И то, что край сегодня благодаря таким форумам, таким площадкам привлекает, увеличивает свои ассигнования в бюджет порядка от 15 до 20 миллиардов в год — это, конечно, серьезная сила, мощь, и благодаря этому, кстати, мы при поддержке федерального центра на Крымск направили более шести миллиардов рублей.

- Вот скажите мне как опытный региональный правитель, на каком этапе могут потеряться заявки регионов в федеральное правительство?

- Ну, этапов много.

Работает ли это? Сегодня в нашем эфире — интервью с членом правительства, с которой широкая публика еще только знакомится. Ольга Голодец — новый вице-премьер-куратор "социалки": кстати, это в ее подчинении — министерства труда и образования, о которых мы уже говорили. Именно с ней мы подвели итоги обменов последних дней и заглянули в будущее, когда, в частности, предстоит определиться с судьбой пенсионной реформы.

- Ольга Юрьевна, этот бюджет был для вас первым по социальным вопросам. Тяжело дался?

- Ну, во-первых, еще не поставлена точка. Работа идет, вот, пока я здесь на форуме, нам согласовали еще 12 миллиардов на профессорско-преподавательский состав, что очень важно. И сегодня мы с уверенностью можем говорить, что деньги для повышения зарплаты профессорско-преподавательскому составу найдены, они сегодня в составе бюджета. И разногласия тают по минутам. Наши разногласия изначально составляли 250 миллиардов, сейчас они уже составляют 110 миллиардов. И нам совсем осталось немного работать.

- После этого впору заканчивать интервью, но я все-таки несколько вопросов задам. Один — философский. Для вас это был первый опыт в верстке федерального бюджета. Это в большей степени бухгалтерия или это в большей степени политика?

- И то, и другое. Очень важно, что в бюджете заложены все приоритеты, о которых мы говорили. Прежде всего — исполнение обязательств в отношении всех социальных групп, в отношении пенсионеров, в отношении детей, в отношении тех групп, которые нуждаются в поддержке. Это и демографические меры, и меры в отношении молодых матерей. Второе. В бюджете есть резервы для развития. И для нас это очень важно. Почему мы настаиваем на некоторых дополнительных суммах? Мы считаем, что наша страна может наращивать темпы по развитию своей социальной сферы. Мы можем построить быстрее детские сады, мы можем быстрее перейти к полному развитию нашей медицины для того, чтобы у каждой мамы, будущей мамы были комфортные условия для родов, чтобы роды проходили эффективно. Чтобы наши показатели по младенческому здоровью были лучше. Поэтому это вопрос темпов. И поэтому мы на этих темпах настаиваем.

- Теперь бухгалтерская загадка, которая обросла, ну, неким политическим флером, если хотите, за последние несколько суток. Насколько я понимаю, деньги на то, что перечислял, скажем, Владимир Путин, собрав вас изначально в Сочи, есть. Просто они были выделены не по министерствам конкретно Минрегионразвития или Минобразования. Они были в резерве Минфина. Просто министры вовремя не смогли пролоббировать Минфин и собрать информацию из регионов. Как выглядела ситуация с точки зрения механики?

- Я очень не люблю тему лоббирования. Мне кажется, что когда тот или иной блок представляет программу развития, то дальше идет вопрос обсуждения, вопрос приоритетов. У бюджета есть резервы, потому что сегодня есть возможности и дополнительных доходов, это все видят, но вместе с тем, правительство очень осторожно идет на каждое следующее подтверждение своих обязательств, потому что обязательства — это обязательства, и единожды его приняв, отказаться от него невозможно.

- Возникла тема Пенсионного фонда. Значит, с одной стороны мы уже слышали, что вы добились, что работодатели будут отчислять больший процент на пенсионные выплаты в случае с опасными профессиями. Это какие профессии?

- Это профессии первого, второго списка. Это те люди, которые получают досрочную пенсию, работая во вредных и опасных условиях.

- Шахтеры, химическое производство?

- Да, да, да.

- С другой стороны, остается общефилософский вопрос. Что же будет с пенсионной системой? Я думаю, что абсолютное большинство зрителей, да, признаться честно, и я, абсолютно запутались за последние недели и месяцы, что же происходит. Куда мы идем?

- Система должна быть очень простой и понятной.

- Ну, конечно.

- Я скажу, что очень трудно объяснить действующую пенсионную систему.

- Безусловно.

- И в этом вся ее непрозрачноть.

- Да.

- Система должна быть понятной и прозрачной. Вот, вы, когда за вас работодатель отчисляет деньги в Пенсионный фонд, должны понимать, на что вы можете рассчитывать, достигнув своего пенсионного возраста. Наш план сегодня в том, чтобы установить такой рост пенсионного обеспечения, который позволял бы человеку в 2023 году выходить на 24 000. Вот сегодня у нас пенсия 9700. На следующий год она перевалит за 10 000. И я говорю о средней пенсии. У нас больше половины пенсионеров сегодня получают пенсию больше этой суммы. Это очень серьезно, потому что существуют разные добавки, разные доплаты. Для пенсионеров свыше 80 лет пенсия сегодня перешагнула порог 20 000. Это уже социально приемлемая пенсия. Вместе с тем, очень важно, откуда берется пенсия. И важно, чтобы все общество согласилось с источником пенсионирования наших граждан. Сколько платят, какие категории, сколько они получают из пенсионного фонда. Тема довольно понятная и очень прозрачная, если ее по-честному считать.

- Как она будет рассчитана? Уходит накопительная часть, добавляется страховая. В этих терминах многие путаются. Из чего это будет складываться в итоге?

- У нас сейчас идут открытые обсуждения. Вся стратегия обнародована на открытом сайте. И я думаю, что это будет предмет отдельного нашего разговора и отдельной встречи. Я готова провести такую встречу и четко рассказать, из каких элементов планируется сложить пенсионную систему, чтобы она работа эффективно.

- Спасибо вам за это предложение. Я, безусловно, им воспользуюсь. Но чтобы понимать вот этот бюджетный процесс и маневр последних дней: недоартикулированность пенсионной системы на данный момент является помехой или не является помехой для бюджета?

- Нет. Сегодня, как я сказала, все обязательства в отношении пенсионеров абсолютно закрыты, и на то, что еще не решено, направлен трансферт из бюджета Российской Федерации. Те новации, которые сегодня обсуждаются, естественно, никак не влияют на сегодняшнюю ситуацию по обеспечению наших пенсионеров. Мы должны спокойно обсудить, принять решение, решение гражданского общества, прежде всего и только после этого это найдет свое отражение в бюджетах последующих периодов.

- Самое последнее. Возникла тема Роснефтегаза и передачи средств от Роснефтегаза в государственный бюджет. Понятно, что для этого требуется согласование: президент, премьер, там для этого есть своя процедура. Если эти деньги вам поступят, это же дополнительный доход. На что потратите?

- Ну, все-таки правительство должно здесь прийти к консенсусу. Но я очень надеюсь на эту сумму, потому что, как я сказала, у нас еще есть некоторый набор желаний, которые позволили бы более быстрыми темпами двигаться по развитию социальной инфраструктуры.

- Вы упомянули решенность вопроса по зарплатам для работников культуры.

- Высшего образования.

- А что в отношении работников культуры, помимо высшего образования?

- Да, по ним еще есть разночтения. И я думаю, что мы его сможем преодолеть.

- До 1 октября?

- Надеюсь, что да.

- Спасибо.