"Звезда": в космосе и на земле

Задолго до старта с фигуры космонавта делают гипсовый оттиск и по этой форме отливают металлическое ложе, напоминающее ванночку. Изготавливают ложементы в научно-производственном предприятии "Звезда", которому недавно исполнилось 60 лет.

Задолго до старта с фигуры космонавта делают гипсовый оттиск и по этой форме отливают металлическое ложе, напоминающее ванночку. Изготавливают ложементы в научно-производственном предприятии "Звезда", которому недавно исполнилось 60 лет. Именно специалистами "Звезды" были созданы первые скафандры для Юрия Гагарина и Алексея Леонова, а сотни лётчиков были спасены с помощью катапультных кресел, изготовленных на предприятии.

Идет испытание системы дозаправки топлива для самолетов. 20-метровый шланг с мишенью стремится к топливному приемнику. Есть контакт!

Небесную заправку придумали и испытали в Научно-производственном предприятии "Звезда". За 60 лет здесь разработали огромное количество космических и авиационных шедевров.

"Первый полёт Гагарина, там же и система приземления "Звезда" делала. Все время говорят о скафандре. На самом деле, катапультное кресло – это, по сути, его рабочее место – сделала "Звезда". Для Леонова не только скафандр был сделан, но и шлюзовая камера", — рассказывает Сергей Поздняков, генеральный директор, главный конструктор НПП "Звезда".

Здесь разрабатывают и испытывают средства спасения для летчиков — катапультные кресла и парашютные системы. В свое время в НПП "Звезда" изобрели полетный скафандр "Сокол" и скафандр для выхода в открытый космос "Орлан".

Инженеры "Звезды" первыми придумали мягкие скафандры с жесткой кирасой – для защиты космонавтов от радиации.

Отливка ложемента. Точность – миллиметровая. Действовать надо быстро, пока не застынет гипс. Будто врачи, инженеры изучают антропометрические данные космонавта и создают спасательную капсулу. Без нее вернуться на Землю невредимым невозможно.

"Мы не стоим на месте. В настоящее время разработаны и успешно проходит испытания агрегат заправки для корабельной машины МИГ-29Ка. Совершил более 30 полетов – завершены летные испытания. Мы смотрим в перспективу, поскольку появляются вертолетоносцы, там тоже будет необходима дозаправка", — рассказывает директор программ по авиационным средствам спасения НПП "Звезда" Владимир Рафеенков.

Эргономика, защита космонавтов и летчиков – здесь классика жанра. Вся технология играет на главное – спасти и сохранить тех, для кого риск – дело жизни.