Обещанная бюджетная консолидация настораживает. Реплика Александра Привалова

Знакомство с ключевыми параметрами нового бюджета, который на этой неделе начинает обсуждать Государственная Дума, сильно настораживает Александра Привалова. Своей озабоченностью по поводу обещанной в недалеком будущем глубокой бюджетной консолидации он делится в традиционной реплике.

Знакомство с ключевыми параметрами нового бюджета, который на этой неделе начинает обсуждать Государственная Дума, сильно настораживает. В забытой ныне пьесе Маяковского "Клоп" некая махр-р-ровая мещанка жутко расстраивается, обнаружив, что у частного торговца селёдка крупней, чем купленная ею в советском магазине.

Расстраивается и начинает восклицать: "За что мы убили государя-императора и прогнали господина Рябушинского, а? В могилу меня вкопает советская ваша власть... На хвост, на целый хвост больше!..". Так вот, поглядев, какой бюджет представило в Думу правительство, многие, вероятно, пустятся восклицать не хуже заклеймённой поэтом пошлой мещанки: зачем мы отставили с поста министра финансов Алексея Леонидовича Кудрина? Даже при нём такой кудринщины, такой оголтелой беспросветной кудринщины всё-таки не бывало!

Итак, что за бюджет свёрстан наследниками Кудрина? Рекордный. Если дело пойдёт в соответствии с этой бумагой, то – хвастаются её авторы – через три года Россия будет иметь бездефицитный бюджет и станет одним из лидеров по скорости и глубине "бюджетной консолидации".

А знаете, что такое бюджетная консолидация? По-русски говоря, это жесточайшее обкарнывание всех жизненно важных расходов государства, исключая, разве что, военно-полицейские и самые необъезжаемые социальные выплаты.

Министр экономического развития Андрей Белоусов высказался по этому поводу так: "В таких масштабах бюджетная консолидация осуществляется только странами, которые испытывают большие финансовые трудности, либо хотят избежать их. Это такие страны, как Великобритания и Испания". Понимаете? Нормальные люди так свирепо режут по живому только в большой беде или в зримой, бесспорной опасности большой беды. У нас нет ни большой беды, ни её зримой опасности. У России несуразно малый внешний долг и ощутимые золотовалютные резервы, но доблестные минфиновские бухгалтеры режут затраты так, будто государственное банкротство буквально на пороге.

Не буду докучать вам грудами цифр, не буду гневно перечислять, во сколько именно раз мы будем отставать, например, по интенсивности затрат на научные исследования от Америки, Европы и Китая, как заметно будет увеличиваться наше отставание от соседей. Процитирую только вывод, сделанный из внимательного чтения проекта аналитиками журнала "Эксперт": "Сверхжёсткий бюджет на предстоящую трёхлетку столкнет экономику на траекторию с темпами роста около 3% в год. Это будет означать невозможность достижения научно-технологического прорыва и фактический отказ от модернизации здравоохранения, образования и транспортной инфраструктуры".

Как можно было составить важнейший документ экономической политики, абсолютно пренебрегающий долгосрочными задачами развития страны, понять невозможно. Несколько утешает тот факт, что бюджет сопровождают необычайно жаркие споры. В правительстве шла весьма острая борьба между Минфином, отстаивающим свой фирменный бюджетный фетишизм, и Минэкономразвития, справедливо считающим, что умеренный бюджетный дефицит – вполне приемлемая цена модернизации страны.

Президент Путин подверг разносу некоторых министров за полное игнорирование в проекте бюджета обеспечительных расходов по целому ряду решений, зафиксированных в майских президентских указах. Путина, вроде бы, послушались, перекроив тришкин кафтан только на 2013 год – про дальнейшее сделали вид, что не слышат.

А теперь на Минфин загремела критика и с совсем нежданной стороны: на так называемом «нулевом чтении» бюджета в Думе – на специальном заседании фракции "Единой России" – главу Минфина Силуанова довольно жёстко раскритиковали. Думаю, что и дальнейшее прохождение гладким не будет.

И это хорошо. Потому что политика наших денежных властей явно устарела. Всей массы накопившихся в стране вопросов перекраиванием бюджета не решишь. Ни одна современная страна не финансирует всего из бюджета. Про инфраструктурные облигации, например, в правительстве только начинают говорить, а давно бы пора ими всерьёз заниматься. Глядишь – и даже Минфину тогда не пришло бы в многоумную голову срезать не только в относительном, но и в абсолютном отношении бюджетные расходы на образование.

Я уж не говорю о том, что выбрасывать суммы, сэкономленные за счёт кастрации содержательно необходимых расходов, в формально безопасные западные бонды – это уже чистое безумие. Открыли бы глаза верные кудринцы, да посмотрели, из каких брандспойтов льют свежеэмитированные доллары и евро соответственно ФРС и ЕЦБ. По-прежнему вбухивать в этот водоворот сотни миллиардов рублей нашей общей сырьевой ренты разве лишь на полбалла менее дико, чем просто их сжигать. Сам Минфин явно не в состоянии вырваться из захватившей его дурной бесконечности. Ему надо как-то помочь общими усилиями.