Зрители телеканала "Россия 1" узнают тайны секретной трассы Алсиб

В Москве прошел закрытый премьерный показ новой ленты "Алсиб. Секретная трасса". Вскоре ее увидят зрители канала "Россия 1". Во времена Второй мировой помощь от союзников шла к линии фронта по воздушному коридору через Аляску, Дальний Восток, Сибирь и Урал. Но опасная трасса была засекречена.

Неизвестным героям посвящается. В Москве прошел закрытый премьерный показ новой ленты "Алсиб. Секретная трасса" — вскоре ее увидят зрители телеканала "Россия 1". О том, что во времена Второй мировой военная помощь от стран-союзников шла к линии фронта по воздушному коридору через Аляску, Дальний Восток, Сибирь и Урал, знают многие. Но скольких сил и даже человеческих жизней это стоило, долгие годы говорить было не принято.

Ученые-полярники говорили: это невозможно. Бескрайняя ледяная пустыня, горные хребты, полярная ночь – аэродромы создавать просто негде. Но Сталина такой ответ не устраивает, он отдает секретный приказ: проложить воздушную трассу из США в СССР. Владимир Гарнов, ветеран "Алсиба", вспоминает: "Ты не полетишь, другой полетит. Это же военное время было. Все понимали, что надо, потому что писали, что немцы все ближе и ближе. Скоро Москву захватят".

Авторы документального фильма "Алсиб. Секретная трасса" вместе с учеными русского географического общества следуют за советскими летчиками по сложнейшему маршруту. "Очень много было источников, мы нашли документы здесь в Москве, нашли воспоминания, — рассказывает сценарист фильма Светлана Родина. — Мы брали самое ценное: интервью с ветеранами "Алсиба", которые живут в Москве. Это потрясающие люди. Мы были на Аляске в Америке, там очень хороший военный музей, и нам дали там фотографии и документы, которые до этого не давали никому".

Стартуют на Аляске, где пилоты и штурманы в кратчайшие сроки должны освоить девять типов американских самолетов – в том числе “Аэрокобру". "Молодых летчиков просто принуждали, чтобы они летали на "Кобре", — вспоминает Владимир Гарнов, авиамеханик четвертого перегоночного авиаполка. — Они дрожали, боялись вираж сделать, по плоскости летали". Жительница Фербенкса Мэри Бинклий рассказывает: "Когда я впервые попала на Аляску, мне было 18 лет. Да, я видела русских пилотов. Они всегда были в форме, очень собой гордились. Мне они всегда казались высокими и сильными. Они были очень красивы. Я таких мужчин больше нигде не видела".

Зачем каждый советский летчик носил с собой красную губную помаду? Была ли возможность выжить, если один самолет отбивался от эскадрильи? Что стало самым страшным испытанием – кислородное голодание или мороз минус сорок? Кто и в каких условиях всего за год построил десять аэродромов среди стойбищ оленеводов на Чукотке, Колыме, в Якутии и Сибири? И как люди спасали технику, которая не выдерживала испытания вечной мерзлотой?

Авторы фильма рассказывают о том, какая трагедия постигла перегонщиков пятого полка, которые первыми прошли по маршруту Алсиба и доказали, что это возможно. Восемь тысяч американских самолетов, сырье и грузы, согласно плану ленд-лиза, доставили советские пилоты на линию фронта. За годы войны на секретной трассе погибли 115 летчиков.

"Это действительно великий подвиг, — признает президент Русского географического общества Сергей Шойгу. — Вы слышали: пять полков участвовали в перегоне. Представьте себе сегодня, что такое перегнать 8 тысяч самолетов. Их надо заправлять, обслуживать, экипажи надо кормить, они должны где-то жить. И это все на протяжении 6500 километров".

О перегонщиках Алсиба не упоминали в военной хронике, не писали в советских учебниках. Во времена Великой Отечественной тема была закрытой – из-за секретности воздушной трассы. В СССР с началом холодной войны ленд-лиз и сотрудничество с Америкой предпочитали не обсуждать. В итоге летчиков не только не вспоминали как героев — большинство из них не признали даже ветеранами.

Авторы фильма попытались восстановить историческую справедливость. Увидеть "Алсиб" зрители смогут на телеканале "Россия 1".