Еженедельная программа Вести.net от 6 октября 2012 года

Привет, планета. Это программа Вести.net снова из Москвы, из нашей монтажной. И, конечно, самое звучное событие недели, хотя не уверен, что его можно считать имеющим отношение к технологиям, — приезд в Москву Марка Цукерберга. Мы его увидели в Digital October.

Привет, планета. Это программа Вести.net снова из Москвы, из нашей монтажной. И, конечно, самое звучное событие недели, хотя не уверен, что его можно считать имеющим отношение к технологиям, — приезд в Москву Марка Цукерберга. Мы его увидели в Digital October, где проводились традиционные для Facebook (запрещена в РФ) состязания программистов.

"В ходе своего визита в Москву я буду общаться с представителями компаний и постараюсь их вдохновить на создание новых продуктов и новых приложений, которые, я уверен, понравятся российским пользователям", — рассказал Цукерберг главе правительства России Дмитрию Медведеву.

Руководитель самой популярной в мире социальной сети также сообщил, что намерен посетить кубок Facebook Hackathon. "Здесь прекрасные разработчики социальных приложений и великолепные программисты, поэтому хотелось их увидеть", — отметил он.

Основатель Facebook заметил, что его компания "с полной серьезностью относится к защите авторских прав", применяя различные продукты для их защиты. "Мы не можем отследить, каким контентом пользователи решат поделиться друг с другом, но, естественно, если это контент защищенный, то мы стараемся соблюдать авторские права по максимуму, разрабатываем специальные продукты для этого и немало в это инвестируем", — рассказал Марк Цукерберг.

Со своей стороны Дмитрий Медведев заметил, что "это как раз и есть та гармония, к которой нужно стремиться". По словам премьер-министра, необходимо найти баланс "между традиционными формами защиты авторских прав и новыми формами, присущими только Интернету, которые позволяют в достаточно свободной манере использовать объекты авторского права".

Помимо этого Марк побывал в МГУ, на телевидении и в McDonald's, и оставил странное ощущение — никто не понял зачем, собственно, он приезжал. Параноики сочли, что он сманивает русских программистов, что странно, потому что сотрудников в Facebook, при миллиарде пользователей, всего тысячи две.

Кто-то решил, что это — реклама соцсети в России, где она едва обогнала ЖЖ. И еще одно наблюдение — большая часть людей из нашего цеха IT-журналистики остались приездом недовольны. Пресс-конференции не было, сам Цукерберг показался нехаризматичным, зажатым и стеснительным. Я думаю, что он такой и есть. Аутичный, талантливый парень, который стал миллиардером, а вот комиком и оратором — нет.

И Цукерберг просто прилетел посмотреть Москву и свой hack-чемпионат поддержать — на нем рождаются хорошие идеи. Timeline, например, придумали на одном из хаков. На самом деле, это, конечно, не туризм.

С прилета Цукерберга в Россию в Facebook начали первую свою всемирную рекламную кампанию. И сравнивают они себя не с другими веб-сервисами, а со стульями, то есть, с чем-то настолько привычным и естественным, что его и рекламировать не надо.

И, теперь понятно, чем мы там в соцсетях сидим. Жаль, с колесом не сравнили. И не только в ролике дело. Пару недель назад Beeline объявил о совместной акции с Facebook — по бесплатному доступу к мобильной версии. Уверен, это не единственная такая договоренность с операторами.

Теперь к настоящей, главной техно-новости недели. С огромным размахом, разве что без имперского марша, на своей конференции "Яндекс" устроил презентацию своего браузера.

На третьей технологической конференции "Яндекса" было сделано несколько стратегически важных заявлений. Одно из них — и это долгожданный момент для крупнейшей российской интернет-компании — "Яндекс" представил свой собственный браузер.

"Недавно "Яндексу" исполнилось 15 лет, и все эти 15 лет он был просто страничкой в Интернете, — начал рассказ глава компании Аркадий Волож. — Сервисов разных много, но в конечном итоге, они просто странички в Интернете. И в отношении нашей компании сегодня все изменится. Встречайте новый "Яндекс" в новом виде и в новом формате! (Нравится логотипчик?! Мы его в газете на прошлой неделе увидели — решили заюзать!"

Впервые об этом проекте заговорили еще несколько лет назад. И вот браузер от "Яндекса" уже можно скачать и установить. По представленным данным, в качестве движка был выбран WebKit, а интерфейс базируется на открытом исходном коде Chromium. Но ключевая особенность программы "Яндекс.Браузер" — глубокая интеграция с онлайновыми сервисами компании — например, с поиском, картами, сервисом переводов и другими.

Выпуск собственного браузера для "Яндекса", главным продуктом которого является поисковая система, прямо обусловлен интересами бизнеса. Количество запросов в поисковике напрямую влияет на выручку компании от контекстной рекламы — основного источника дохода "Яндекса". Браузеры являются одним из главных каналов дистрибуции поиска — поэтому это направление стратегически важное для компании. А так как разработчики наиболее популярных в России и в мире программ для веб-серфинга типа Google Chrome и Mozilla FireFox вдруг стали не очень дружелюбны к "Яндексу", российскому поисковику пришлось строить свой браузер.

"Мы осознали, что Интернет очень сложный, — рассказал руководитель проекта “Яндекс.Браузер” Тигран Худавердян. — И если 20 лет браузеры строились в основном на платформе и на интерфейсах, то уже два-три года как в браузеры приходят "облака" — облачные сервисы, которые сами по себе могут не являться сервисом для пользователя, но, спускаясь в браузер, они дают новые свойства — например, поисковые навигационные подсказки. Сами по себе они являются просто технологией, а в браузере они помогают пользователю подобрать домен, даже если он его не помнит или опечатывается при наборе. И с осознанием того, что мы одна из нескольких компаний в мире, которая обладает такими знаниями и технологиями, стало понятно, что мы можем сделать браузер следующего поколения!"

И в процессе создания разработчики учитывали знания "Яндекса" о потребностях пользователя — и это, по идее, должно сделать браузер более удобным. Очень гордятся в "Яндексе" и тем, что их браузер, наверное, самый минималистичный: в нем исчезла стрелка "Вперёд", её можно увидеть только тогда, когда уже есть, куда идти вперёд. Интересно и такое нововведение, как табло, которое показывается после клика по адресной строке. Таким образом, в Yandex не нужно открывать новую вкладку, чтобы перейти на новую страницу. И кстати, в браузер интегрирована система уведомлений почты и соцсетей. Среди характерных особенностей можно отметить и так называемую “безурловость” — URL там, конечно же, есть, но его видно, только когда кликаешь на адрес сайта для копирования, — а также “сайтлинки” — ссылки на разделы сайтов прямо в интерфейсе браузера.

Кстати, помогала российскому поисковику создать свой браузер компания Opera Software — так, "Яндекс" расширил WebKit в своей платформе технологией Opera Turbo. Она позволяет быстро загружать страницы даже при низкой скорости соединения. Режим Turbo появится уже в следующей версии продукта.

Интересно, что логотип браузера — это первый графический элемент, созданный не в студии Артемия Лебедева, а внутри стен "Яндекса". Эскиз логотипа, который в итоге утвердили, просто ручкой в блокноте нарисовал менеджер проектов Дмитрий Тимко.

Еще один важный проект, о котором также объявили на конференции, — "Яндекс" запускает магазин приложений для устройств, работающих на операционной системе Android,— Yandex.Store, который станет конкурентом Google Play.

Магазин приложений состоит из двух частей: интерфейса для разработчиков на русском и английском языках и приложения для пользователей. Сейчас в магазине доступно около 40 тысяч приложений — компания приобрела лицензии на их распространение у Opera Store. По данными издания “Коммерсантъ”, — которое ссылается на источник, близкий к компании, — как и в Google Play, разработчик будет получать 70% доходов от продажи приложений. Оставшиеся 30% будут приходиться на партнеров, биллинг и сам "Яндекс".

Появление этих двух проектов браузера и магазина приложений от "Яндекса", по сути, означают, что российский поисковик вышел на тропу войны против главного конкурента – Google – в тех сферах рынка, где российскую компанию совсем не ждали. И доля аудитории — это та самая лакмусовая бумажка, по которой, наверное, уже через полгода можно будет сказать, насколько успешным окажется наступление "Яндекса" по этим фронтам.

Тут интересно, что пока что не включенный сервис сжатия данных — та самая технология Opera-Turbo все еще привязана к Норвегии.

Да, еще один момент: есть и невидимые функции этого браузера — например, online-сервис Касперского для проверки загружаемой информации. А это, сдается мне, не только удобно, но и стоит порядочно денег. Ну, и еще раз пройдемся по логотипу: уж очень он напоминает стринги, ну что тут поделать. Впрочем, это не худшая ассоциация.

Google пока что отвечает не Яндексу, а Apple. На этой неделе в мобильную веб-версию Google Maps была добавлены панорамы Street View.

А еще, по какой-то необъяснимой причине, докуплен украинский стартап.

Google купил украинский стартап Viewdle — об этом со ссылкой на близкие к компаниям источники сообщает украинский Forbes. Компания, основанная украинскими инженерами, специализируется на технологии распознавания лиц. Сумма сделки, по слухам, превысила 30 миллионов долларов.

Разработанное Viewdle приложение SocialCamera позволяет автоматически распознавать и отмечать людей на фотографиях в соцсетях. Также существует десктопная программа Viewdle Uploader для идентификации лиц на снимках на компьютере и мгновенной загрузки в Facebook прямо из папок. Помимо этого Viewdle выпустила игру Third Eye для платформы Android. Игроку необходимо сфотографировать себя на камеру смартфона, после чего программа автоматически определит, к какому из игровых кланов его отнести.

Интересно, что раньше Google самостоятельно занималась разработками в области распознавания лиц, но в мае 2011 года бывший генеральный директор компании Эрик Шмидт заявил о своем резко негативном отношении к этому: "Мы создали такую технологию, но приостановили дальнейшие разработки. Это единственный случай, когда Google принял решение прекратить работу над технологией, оценив ее перспективы. Лично я очень опасаюсь результата, который может дать объединение технологии распознавания лиц и геолокационных сервисов".

Помимо собственно распознавания лиц Viewdle позволяет идентифицировать жесты, улыбки и примерный возраст человека на фотографии. Кроме того, компания владеет рядом патентов в этой области. Стоит отметить, что украинская компания – не единственное приобретение Google подобного профиля. Ранее интернет-гигант купил две похожие компании Neven Vision и PittPatt.

Как именно Google планирует применить свои приобретения пока непонятно. По мнению некоторых экспертов, технологии могут быть использованы в социальной сети Google+, фотосервисе Picasa или "очках дополненной реальности" Google Glass. В последние пару лет технология распознавания лиц стала трендом в технологической среде – подобные возможности использует Apple в сервисе iPhoto, Samsung предлагает распознавание лиц для отправки в социальные сети снимков с Galaxy S III, а сам Google показал технологию разблокировки телефона по лицу его владельца.

Диво дивное, но этой неделе величайшие имена техномира решили податься в гаджет-журналистику, для начала — оценка пятому iPhone от человека, который стоял у Истоков корпорации Apple.

Стив Возняк ответил на вопросы пользователей ресурса Slashdot. В интервью, приуроченном к 15-летию сайта, сооснователь Apple получил несколько сотен вопросов. Возняк – школьный друг Стива Джобса, вместе с которым он и основал Apple. В 1975 году Возняк от начала и до конца собрал Apple I – первое устройство, которое компания стала продавать, а затем Apple II – персональный компьютер с цветной графикой, рассчитанный на массового потребителя. В 1987 году Возняк покинул Apple, но в компьютерном сообществе бытует мнение, что его фигура – едва ли не более значима, чем личность Джобса в истории успеха компании.

Известный сторонник сообщества независимых разработчиков, Возняк в очередной раз выразил им поддержку: "Мне очень близка идеология Linux и Open Source. Если бы я был молодым и выбирал свой путь в мире технологий сегодня, то определенно работал бы с этой платформой. Я всегда выражал поддержку тем, кто разрабатывает и использует джейлбрэйк для iPhone, потому что это напоминает мне о том, какими были мы со Стивом Джобсом до того, как Apple стала той компанией, которой она является сейчас".

Возняк не стал подробно анализировать iPhone 5, но все же оценку новому смартфону дал: "В последние годы среди множества смартфонов с большими экранами, был один аппарат с маленьким дисплеем. Я, как и многие другие, полагал, что большие экраны лучше. Прошу прощения за такую догадку, но мне кажется, что тут Apple немного недосмотрела. iPhone не хуже других смартфонов, и цена в общем одинакова. iOS 6 не хуже, чем Android. Но в целом мы могли бы обойтись любой из этих операционок".

Инженер, однако, посетовал, что Apple может разочаровать пользователей отсутствием инноваций: "Вполне можно ожидать, что Apple просто будет снимать сливки с существующих рынков, при этом не удивляя потребителей новыми категориями продуктов. Такая опасность существует всегда. Но, по моему мнению, такое могло бы произойти и когда компанией управлял Джобс, поэтому не стоит делать выводов о том, что дело в новом руководстве".

И, хотя в профессиональной среде многие считают, что Возняк незаслуженно оказался в тени знаменитого Джобса, сам он, похоже, по этому поводу сожаления не испытывает: "Наш союз со Стивом Джобсом был очень удачным. Думаю, более удачным для Джобса, потому что для меня счастье в жизни не связано с успехом в бизнесе, деньгами или властью. Мои лучшие дни прошли в лаборатории, где я работал сам для себя. Я люблю свою жизнь такой, какая она есть, и сказал об этом Джобсу в одном из наших последних телефонных разговоров перед его смертью".

Сооснователь MicroSoft пошел дальше и безо всякого интервью, сам опубликовал свой обзор Windows 8. И мне кажется, в Редмонде до сих пор от этой рецензии икают.

Сооснователь Microsoft Пол Аллен опубликовал обзор Windows 8. Новую операционку, которой так гордятся в корпорации, он назвал “элегантной, инновационной и сбивающей с толку“. Пол самостоятельно протестировал Windows 8 сразу на двух устройствах – обычном компьютере и планшете Samsung 700T.

И в целом, Аллену понравилась новая ОС, в том числе, два режима работы (“Метро”-режим и возможность работать в привычном десктопном виде) с приложениями и навигация с помощью жестов. Он пишет, что Windows 8 выглядит более отзывчивой и быстрой, чем Windows 7. С другой стороны, Аллен составил внушительный список личных претензий.

Особое раздражение у него вызвало то, что браузеров получается два — один для десктопа, второй на планшете в режиме “Метро” — и данными они не обмениваются. То, что ты начал просматривать в “Метро” — в нем же и остается, не синхронизируясь с десктопной версией. Еще одна претензия связана с невозможностью установить традиционный рабочий стол как режим по умолчанию при работе на обычном компьютере. Дело в том, что среда “десктоп” — выполнена в качестве приложения, в него переключаешься и там уже получаешь доступ к привычному Windows. Аллена же возмущает то, что для “консервативных” пользователей, привыкших к прежнему интерфейсу, нет возможности зафиксировать эту среду по умолчанию.

Также Аллену не понравилось отсутствие визуальных подсказок о наличии дополнительных команд и функций во многих приложениях – для их поиска приходится либо делать щелчок правой кнопкой мыши, либо провести пальцем по экрану. Не одобрил сооснователь Microsoft и отсутствие папок в меню “Пуск”. Сюда можно добавлять только плитки, что растягивает меню все больше и больше. В этом случае, Аллен приводит в пример iOS и Android , которые давно и успешно поддерживают папки.

Кроме всего прочего Аллен упомянул трудность прокрутки на планшете в десктопных приложениях, нестабильный вызов экранной клавиатуры, отсутствие часов на стартовом экране. И резюмировал свой обзор Windows 8 неожиданно, отметив, что "это будет великая вещь, когда ее исправят".

Лирическое отступление: смартфонные анонсs недели. Во-первых, Samsung провел российскую презентацию своего плафона-смартшета Note 2, которым корейцы очень гордятся — все-таки, отвоевали место на рынке для этого класса именно они. В каком-то смысле это очень удобно — маленький планшет, по которому можно и звонить.

Подразумевается, что пользоваться им нужно двумя руками — но, доложу вам, встречаю на улице и на дорогах многих обладателей Note, которые им пользуются как обычным телефоном, в том числе и женщины.

Одна из таких дважды чуть не стукнула мою машину, болтая по телефону за рулем, тут же вовсе ничего справа не видно. Одновременно НТС выпустила обновленный флагман OneX+ — чуть помощнее и больше батарейка. В общем, есть на что потратить деньги.

А может, стоить сэкономить пока. Говорят, скоро Apple что-то выдаст на гора.

Apple начала серийную сборку iPad Mini. Об этом со ссылкой на источники, близкие к производству в Китае, сообщило издание The Wall Street Journal. Устройство должно стать ответом Apple на аналогичные Android-планшеты конкурентов — Google и Amazon. Авторитетный японский техноблог Macotakara, прогнозы которого по поводу новинок Apple неоднократно сбывались, в свою очередь, еще в понедельник сообщил о старте массового производства нового планшетного компьютера. При этом Macotakara утверждает, что сборка устройства осуществляется не в Азии, а в Бразилии.

По данным The Wall Street Journal, iPad Mini получит экран с диагональю 7,85 дюйма – это больше чем у Kindle Fire HD и Google Nexus 7 – оба планшета имеют 7-дюймовые дисплеи. При этом разрешение iPad Mini будет уступать iPad третьего поколения, что опровергает ходившие до этого слухи о Retina-дисплее в новом устройстве. Ранее Bloomberg сообщал, что производство экранов для iPad Mini поручено компаниям AU Optronics и LG Display, которые в настоящее время занимаются выпуском экранов для линейки MacBook.

Внешне мини-версия планшета Apple, по слухам, будет представлять собой нечто среднее между обычным iPad и плеером iPod Touch. По данным нескольких техноблогов, iPad Mini будет тоньше своего старшего собрата — 7,6 мм против 9,9 мм. Весить он при этом может около 270 г.

Фотографии предполагаемого устройства уже неоднократно оказывались в сети. Так, на китайском сайте tt.mp.com, появились снимки, где макет iPad Mini сравнивается с планшетами Nexus 7 и Kindle Fire HD, а также классическим iPad. Украинский ресурс Ukrainianiphone заявил, что в руки редакции попали снимки реальных запчасти нового гаджета.

Задняя крышка устройства на снимках выполнена из анодированного алюминия черного цвета. Сайт также сообщил, что iPad mini оснащен пластиковой заглушкой под 3G антенну, как у всех поколений iPad, и имеет крепление под Lightning-коннектор.

Цена новинки от Apple доподлинно неизвестна, но гаджет явно будет дороже конкурентов Kindle Fire HD и Google Nexus 7 – в США обе модели стоят 200 долларов. При этом миниатюрный iPad вряд ли может быть дешевле нового iPod Touch, цены на который начинают от 300 долларов. Стоимость устройства, вероятно, будет лежать в диапазоне от 300 до 500 долларов – именно столько стоит самый бюджетный iPad третьего поколения.

Как известно, большая часть утечек, появившихся в сети в преддверии выхода iPhone 5, подтвердились. Вероятность того, что слухи об iPad Mini также окажутся верными, весьма высока. Единственное, что мешает принять их за чистую монету на 100%, — предвзятое отношение Стива Джобса к 7-дюймовыми планшетам. В 2010 году он назвал такие устройства "мертворожденными" и предположил, что для удобства пользования такими гаджетами юзерам стоит "заточить" пальцы.

В то же время журнал Fortune уже сообщил дату презентации нового гаджета — по данным издания, она состоится 17 октября. Как и все вендоры, Apple точно постарается доставить новинку на рынок к праздничному сезону, на который традиционно приходится значительная часть продаж.

И, на этой же неделе напомнила о себе и Nokia. Причем сразу двумя способами.

Компания Nokia выпустила рекламный ролик своего нового флагмана — смартфона Lumia 920, в котором, мягко говоря, критикует iPhone, намекая на фанатизм поклонников и невеликий выбор разных по цвету вариантов дизайна.

Мы не будем рассуждать о том, правильно ли и эффективно ли это — строить свою рекламу на критике конкурентов. Однако трудно не заметить, что ролик похож на первую рекламу самого Apple под названием “1984”, который снимал для компании Ридли Скотт. Правда, в том ролике из прошлого века речь идет о революции, которую в итоге и совершила Apple в мире технологий. В современном же ролике от Nokia всего лишь заявка на смену цвета и дизайна. Но оправдать финскую компанию можно тем, что ей отчаянно нужен хит и внимание аудитории для продаж нового телефона. Дело в том, что дела у Nokia идут не очень хорошо.

Штаб-квартира финской компании в городе Эспоо будет продана. На продаже здания Nokia надеется выручить более 250 миллионов евро. Деньги пойдут на борьбу с кризисом, в котором сейчас находится корпорация Стивена Элопа. И это лишь часть стратегии по сокращению затрат холдинга. В Финляндии уже закрылся завод по выпуску мобильных устройств, Nokia уволила 10 000 сотрудников — это 20% штата компании. Кроме того, финская компания планирует закрыть научно-технические центры в Канаде и Германии.

В интервью All Things Digital Стивен Элоп признался, что все сложилось не совсем так, как он рассчитывал, и что он допустил несколько ошибок во время выпуска Lumia 800 и Lumia 710. Теперь он считает, что надо было сосредоточиться на распространении этих смартфонов через операторов, а не выпускать модели в широкую продажу.

В том же интервью он заявил, будто не разочарован тем, что Microsoft не привлекла Nokia для производства планшетов Surface. “Я понимаю, почему Microsoft делают Surface. До сих пор никому не удавалось сделать Windows-машину, о которой бы все говорили — красота и мощь. И они просто установили планку — дескать, смотрите — наши компьютеры должны быть, как минимум, так же хороши. И мы не разочарованы тем, что Microsoft не привлекла нас для создания Surface. Наша компания не хочет быть просто еще одним сборщиком очередного планшета. И, кстати, это не означает, что Nokia не желает выйти на новый для себя рынок”, — заявил исполнительный директор Nokia.

Также Элоп признал, что порой сложно иметь дело с его бывшим работодателем. И отметил, что топ-менеджеры обеих компаний частенько обмениваются СМС для решения каких-то важных вопросов.

Кроме того, Элоп опроверг слухи, что Microsoft намерена наладить выпуск WinPhone-смартфонов под собственным брендом. Исполнительный директор Nokia сомневается, что партнер финской корпорации самостоятельно выйдет на аппаратный рынок “умных телефонов”. Впрочем, по словам Элопа, если компания Microsoft захочет, то она может это сделать.

Время закончилось, извините, Вам на закуску "Фишка недели".

Вести.net прощается с вами до следующей недели и передает эстафету радиопрограмме Интернет-кафе Соб@ка. В воскресенье, в 17:00 на Вестях-ФМ послушаем создателей браузеров от "Яндекса" и от Mail.Ru— что это они одновременно выпустили свои продукты и вообще, где там деньги?

Планета, пока.