МТРК "Мир": 20 лет в эфире стран Содружества

МТРК "Мир" отмечает юбилей. 20 лет назад было подписано соглашение о создании общего для стран СНГ средства массовой информации. В день юбилея Вести.Ru попросили председателя телерадиокомпании Радика Батыршина рассказать о том, как все начиналось, и о том, чем "Мир" удивит аудиторию в будущем.

Телерадиокомпания "Мир" отмечает 20-летний юбилей. 9 октября 1992 года президенты стран СНГ подписали соглашение о создании средства массовой информации, которое было бы общим для стран Содружества, и помогло бы сохранить общее информационное пространство. В день юбилея Вести.Ru попросили председателя телерадиокомпании Радика Батыршина рассказать о том, как все начиналось, и о том, чем "Мир" удивит аудиторию в будущем.

"За прошедшие 20 лет было много сделано и хорошего, и плохого на пространстве СНГ, но "Мир" выжил – его не сломали, не отменили, соглашение не аннулировали, никто из тех, кто вошел в состав учредителей "Мира", из него не вышел", – рассказал Радик Батыршин. Сегодня телерадиокомпания имеет потенциальную аудиторию в 70 миллионов телезрителей и более 10 миллионов радиослушателей. Интернет-портал МТРК "Мир" имеет не менее 100 тысяч уникальных посетителей в день. "Поэтому сегодня, через 20 лет, можно говорить, что "Мир" как проект состоялся", – отметил Батыршин.

На сегодняшний день можно уверенно говорить, что "Мир" входит в первую десятку популярных телеканалов в Казахстане, то же самое можно говорить о позициях в Белоруссии и в Армении. В России – это не эфирный канал, и, тем не менее, среди информационных каналов позиции "Мира" тоже весьма приличны – в первой десятке каналов, которые не имеют эфирного распространения.

Телерадиокомпания "Мир" уникальна тем, что ей приходится ориентироваться на телезрителей с совершенно разными предпочтениями, живущими в разных странах, хотя и в одном Содружестве. И объединяет всю эту аудиторию, пожалуй, одно: желание знать, что происходит в соседних государствах.

"Мир" – это канал, который отвечает на запрос людей, живущих в суверенных состоявшихся государствах и у которых есть запрос на информацию о соседях. Всегда же интересно, что происходит у человека за забором. Поэтому мы и говорим о едином информационном пространстве в рамках этих составляющих", – отметил Радик Батыршин. При этом, подчеркнул он, "Мир" не пытается конкурировать с национальными вещателями.

Впрочем, не все страны постсоветского пространства входят сейчас в состав соучредителей МТРК "Мир". В 1992 году Украина не подписывала соглашение об учреждении компании. Сегодня у "Мира" есть два собственных корреспондента в Киеве и несколько нештатных сотрудников в Крыму и Одессе. Говоря о том, собирается ли телерадиокомпания расширять свое представительство на Украине, Батыршин отметил, что соглашение открыто для подписания и все дело в желании украинской стороны присоединиться к нему. "Мы будем всегда за то, чтобы количество наших соучредителей увеличилось. Ведь даже Грузия, несмотря на выход из СНГ, из соглашения не вышла", – добавил он.

По словам Радика Батыршина, телевидение в странах постсоветского пространства объединяет сегодня одна черта: оно движется от советской пропаганды к медиа как бизнесу. "Можно говорить о разноскоростном движении в этом направлении, но движение-то одно. Поэтому особых каких-то тенденций не существует. Даже в тех государствах, где управление средствами массовой информации происходит со значительной долей элементов советских традиций, там все равно создаются условия на рыночных основаниях", – рассказал председатель МТРК "Мир".

При этом, по его словам, между телевидением в СНГ и в европейских странах не такая большая разница – в том смысле, что телевидение активнее всего развивается там, где есть конкуренция на рынке. "Понятно, что самые крупные СМИ, существующие в рамках жесткой конкуренции, действуют в России. А там, где экономика слабее, и телевидение развивается слабее", – отметил Батыршин.

И все же, нельзя не отметить, что медиасреда с каждым годом все стремительнее меняется. Появляются новые средства доставки контента потребителю: читать и смотреть новости, слушать радио можно уже в Интернете, с мобильных устройств. Отсюда происходят и изменения формата, в котором этот контент попадает к аудитории.

"Безусловно, очень бы хотелось понимать, что телевидение, предназначенное для мобильного просмотра или сделанное специально для доставки его через Интернет, должно по-другому звучать, чтобы человек платил дополнительную копеечку при заказе какой-то передачи. Поэтому сейчас активно развивается сектор платного телевидения. Все меняется, ужесточается и зрительский запрос на качество предлагаемой продукции", – рассказал Радик Батыршин.

По его мнению, в современных условиях телеканалы должны отвечать на запросы целевой аудитории. "Если ты открываешь ресторан, ты пытаешься никого воспитать, ты пытаешься удовлетворить запрос на ресторан. Если ты открываешь телеканал, то ты пытаешься отвечать запросам целевой аудитории. Для этого, конечно, надо ее изучать, с ней жить и постоянно корректировать свою работу в соответствии с запросом, – отметил Батыршин. – Поэтому уже сейчас мы можем говорить о том, что 10% каналов на российском телерынке – это нишевые телеканалы. И эта доля, конечно, будет расти".

Что касается дальнейшего развития МТРК "Мир", то, по словам председателя телерадиокомпании, зрителей и слушателей ждет много новых программ. "Мы будем продолжать делать те вещи, которые у нас получаются: это страноведческие, информационные и политологические программы. Конкретные планы наших новинок я не стал бы раскрывать – экран покажет", – заключил Радик Батыршин.