Поиск места для власти. Реплика Максима Соколова

Управляющий делами президента РФ сообщил, что ему поручено детально проработать вопрос о строительстве правительственного квартала в центре Москвы. Рядом с Кремлем может быть построен такой квартал, в котором будут сконцентрированы администрация президента, ключевые министерства и ведомства.

Управляющий делами президента РФ В. И. Кожин сообщил, что ему поручено детально проработать вопрос о строительстве правительственного квартала в центре Москвы. Рядом с Кремлем может быть построен такой квартал, в котором будут сконцентрированы администрация президента, ключевые министерства и ведомства. Концентрация всех основных правительственных ведомств в одном месте позволит "сократить межведомственные передвижения по Москве", кроме того, "каждое министерство, наконец, сможет разместиться по одному адресу", указал управделами.

Из этого следует, что план вывести правительственные учреждения из собственно Москвы в новую Москву, в бывший совхоз "Коммунарка", что находится к юго-западу от МКАД, как минимум, подвисает до детальной проработки нового проекта.

Таким образом, проект нового Версаля — и по смыслу, и по размаху, и даже по юго-западному направлению план переноса правительства в "Коммунарку" может быть сопоставим с не менее грандиозным замыслом Людовика XIV перенести королевский двор из Парижа в Версаль — этот проект может не состояться.

Наверное, это связано с тем, что решение принималось при другом президенте, тогда как у нынешнего иное мнение насчет целесообразности проекта. Но дело не только в президентском мнении. Практически сразу после волевого решения о расширении Москвы эксперты практически единодушно отмечали, что решение не слишком проработано. Скорее, оно принималось по рецепту Наполеона Бонапарта, а также В. И. Ленина — on s'engage et puis on voit, то есть надо ввязаться, а там будет видно.

В результате довольно быстро стало видно, что проект не учитывал существенную деталь. Переезд правительственных учреждений — это переезд весьма большого количества людей, которым надо как-то добираться до этой самой "Коммунарки" или же поселяться в ее окрестностях. Ведь правительство — это не только министры, их заместители и начальники департаментов. Это еще и секретарши, клерки, охрана, уборщицы, буфетчицы и так далее.

Если добираться, то, во-первых, не все доберутся. Одно дело ездить в центр, другое дело — в юго-западное предместье. Во-вторых, возникнет транспортная проблема. Уже и сейчас Профсоюзная улица и продолжающее ее Калужское шоссе весьма загружены. Если создать на Калужском шоссе правительственный город, последствия очевидны. Волевые решения типа уже прозвучавшего требования устроить на Профсоюзной улице безостановочное свидетельствуют о незнании этой улицы. Как сделать безостановочное движение на улице, вдоль которой расположены пять станций метро с оживленными перекрестками, и сколько это займет времени — вопрос риторический.

Если же селить чиновников и обслугу в "Коммунарке", то есть воздвигать правительственный городок со всей инфраструктурой, цена вопроса возрастает соответственно, потому что в настоящий момент не предусмотрено ничего. Между тем это не Версаль, где придворные справляли нужду в кустах. Нужно инженерное обеспечение, нужны дополнительные электрические мощности и т. д.

Решение сделать правительственный город в центре Москвы — тоже не из лучших, в мегаполисе хороших решений вообще нет, но по крайней мере это решение технологично. Собрать правительственные учреждения в одном квартале — на некоторое время это решит проблему, пока они снова не расплодятся и не расползутся.

Так что, скорее всего, получится по-кожински. Уж больно много нерешенных вопросов с "Коммунаркой".