Театр Веры Мухиной

В Музее современного искусства открылась выставка малоизвестных работ скульптора Веры Мухиной. В экспозиции представлены графика, эскизы костюмов, наброски сценического оформления спектаклей, виртуальные проекции, которые делают скульптуры частью театральных мизансцен.

В Музее современного искусства открылась выставка малоизвестных работ скульптора Веры Мухиной. В экспозиции представлены графика, эскизы костюмов, наброски сценического оформления спектаклей, виртуальные проекции, которые делают скульптуры частью театральных мизансцен.

Впервые Вера Мухина соприкоснулась с театром в 1916 году. Художница Александра Экстер тогда пригласила подругу в Камерный театр создать лепной портал. Театральной атмосферой Мухина прониклась, она по собственной инициативе сделала серию костюмов для "Ужина шуток" Сэма Беннели, спектакля, который тогда уже шел на сцене театра, но через некоторое время был закрыт.

Следующей должна была стать "Роза и крест" Александра Блока. Создатель Камерного театра пригласил Мухину над ним поработать, но вновь не сложилось, так что эскизы и выкройки для альбома "Искусство в быту", который вышел в 1925 году, можно смело считать ее первым успешно реализованным проектом как дизайнера-модельера. Куратор вставки Георгий Коваленко поясняет: "Эти листы были задуманы для того, чтобы простой человек мог сам их сшить. В то же время, эти костюмы находятся в русле русского конструктивизма".

Вновь в театр, на этот раз, Вахтанговский, Веру Мухину пригласили только в 1944 году, когда она уже была в зените славы. Для "Электры" по Софоклу большая поклонница античности придумала хитоны, в точности повторяющие сценические колонны. Для этого к платью привязывали специальные грузики. Свои эскизы Мухина начала создавать не до начала репетиций, как это обычно бывает, а лишь тогда, когда увидела всех актеров на сцене в движении. "Надо сказать, что у Мухиной было такое свойство — она работала не только с объемом, но и пустотами. В ее скульптурах всегда очень видно, как работают эти пустоты. Они очень точно рассчитаны и выразительны", — отмечает Георгий Коваленко.

Театральных работ Веры Мухиной сохранилось немного, и для того, чтобы создать атмосферу и придать выставке масштабность, пригласили художника, архитектора и дизайнера Вячеслава Колейчука. Вместе с дочерью он создал фантом, голограмму театра Веры Мухиной. Художник рассказал о своем замысле: "Я понял, что есть возможность сделать пространство, которое будет заполнено некими проекциями из истории ее жизни, посещения Флоренции, Парижа, других мест".

В экспозиции представлены и скульптурные работы автора — бюсты великих Семеновой и Улановой. Конечно же, на этой выставке не могли обойтись и без главной работы Веры Мухиной "Рабочий и колхозница": один из эскизов монумента был выполнен в 1937 году в бронзе. Знаменитый шаг, почти выпад вперед, Мухина оттачивала долго, что прослеживается в ее театральных работах.

Мало кто знает, что монументальное творение не только ода советским труженикам, но и посвящение ее учителю Эмилю Бурделю. Все полученные от последователя Родена уроки она воплотила в этой работе, которая затмила все ее проекты. В Московском музее современного искусства намерены и дальше рассказывать о неизвестных страницах творчества Мухиной, обещая когда-нибудь показать созданные ею плакаты и работы из стекла.