Кровь и вино, красота и насмешка над красотой. Выставка Марка Куинна в Москве

В Москве открылась первая выставка британского художника Марка Куинна. Это более 30 работ разных жанров – от скульптур до инсталляций и живописи. Персональные выставки мастера проходили в британской галерее Tate, в Римском музее современного искусства и на других известных площадках.

В Мультимедиа Арт музее открылась первая в России выставка британского художника Марка Куинна. Это более 30 работ разных жанров — от скульптур до инсталляций и живописи. Персональные выставки мастера проходили в британской галерее Tate, в Римском музее современного искусства и на других известных площадках.

В мире британского художника Марка Куинна все, как у всех, но все по-другому. Есть облака, но состоят они из маленьких самолетов. Есть уличные хулиганы, но вместо мобильных телефонов в руках у них — человеческие черепа. Есть даже суперзвезды, но позируют они не в лучшем свете. В мире Марка Куинна можно быть молодым даже когда тебе не 18, а уже 30 лет. "Молодой художник" – так его и зовут во всем мире, где Куинн известен, как самый влиятельный представитель движения "The Young British Artists" — коммуны, где люди искусства добились успеха, признания и баснословных цен на свои работы, эпатируя публику.

"В Москву я привез одну из своих любимых работ – это Кейт Мосс в позе йога. Она бронзовая и покрыта матовой краской. Это как бы насмешка над всеми нами, которые избрали эталоном красоты одного человека. За стереотипами мы не видим самого главного, и сами из кожи вон лезем, чтобы приблизиться к какому-то идеалу, которого на самом деле нет", — считает художник Марк Куинн.

Каждый экспонат – и провокация, и откровение. Как голова – точная копия самого художника. Для московской выставки он высек ее из замороженного вина. Как символ: с пагубным пристрастием к алкоголю давно все кончено. А вот предыдущие варианты этой работы дались Куинну буквально потом и кровью. Начиная с 1991 года, каждые пять лет, он делал новую голову из своей же замороженной крови. На каждую уходило примерно 4,5 литра. В том, что жидкая ткань стала арт-объектом, художник тоже видит скрытый смысл — до конца понятный, правда, только ему самому.

"Это сложно объяснить, но, мне кажется, в том, что я делаю, есть своя философия. Мои скульптуры из крови объехали весь мир, люди видят, что сегодня ни перед кем ничего не скрыть. Все – на всеобщее обозрение, даже самое интимное, что есть у человека", — сказал мастер.

То, что искусство требует жертв, Куинн понял еще в молодости. Жил в неотапливаемом помещении, которое одновременно было для него и домом, и мастерской. Недоедал. Возможно, поэтому многие его работы посвящены теме выживания, жизни и смерти. Например, на стадионе во время Паралимпийских игр в Лондоне, он установил скульптуру беременной художницы Элисон Лаппер, которая родилась без рук. На московской выставке работа не представлена, зато представлена фигура осужденного, которому грозит смертная казнь. Подпись к экспонату отсутствует, так что зритель может только гадать о том, что хотел сказать художник.

Сразу и не разобрать, то ли на холсте очертания земного шара, то ли морские глубины, то ли масса вулканической лавы. Каждая картина напоминает глаз, который будто наблюдает за всем человечеством. По Куинну, это метафора современной жизни, где глобализация не ведет к лучшему пониманию мира, а только затягивает человека в хитросплетенные сети слежения.

Мрамор, золото, краска. Каждая из 30 работ, как подтверждение: Куинн — не обычный художник. Немного психолог, немного химик, виртуозно комбинирующий искусство и науку. Будто ученый, исследующий красоту и уродство, сиюминутность и вечность. В мире Марка Куинна грань между этими понятиями очень тонка.