Поэт, взорвавший город: в Омске вспоминают эпатажного Давида Бурлюка

Сенсационной стала выставка в Омском литературном музее с громким названием "Мы, футуристы невольные…". Экспозиция посвящена 130-летию со дня рождения "Отца российского футуризма" Давида Бурлюка.

Сенсационной стала выставка в Омском литературном музее с громким названием "Мы, футуристы невольные…". Экспозиция посвящена 130-летию со дня рождения "Отца российского футуризма" Давида Бурлюка.

От традиционного футуристического макияжа — собачек и лошадок на щеке – начинающие омские филологи отказались. 130-летие "отца российского футуризма" Давида Бурлюка они отметили, читая его стихи. В колчаковской столице, куда эпатажный Бурлюк приехал на гастроли, они впервые прозвучали в 1919 году. "Его появление в оценке прессы тех лет, в оценке мемуаристов было подобно бомбе, которая взорвала жизнь Омска, — рассказывает Виктор Вайнерман, директор Омского литературного музея имени Достоевского. — Здесь открывались литературные вечера, проходили поэтические дуэли, футуристы с представителями других поэтических школ соревновались в поэтическом мастерстве. Омск кипел, бурлил!"

"Вечера-грандиозары" Бурлюка открывались выставкой картин столичных художников-авангардистов. Затем читали стихи. Сначала собственные: собравшимся настоятельно рекомендовали приобрести сборник "Лысеющий хвост". После – декламировали вирши опекаемого Бурлюком Владимира Маяковского. Местную творческую молодежь – Вису Шебалина (будущего ректора Московской консерватории), художников Ника Мамонтова и Николая Уфимцева, писателя Эраста Чайникова, которого называли омским Козьмой Прутковым, эксперименты Бурлюка вдохновили. В Сибири появилась первая футуристическая группа. "Она была яркая, — говорит Юлия Зародова, куратор проекта. — Многие из тех, кто входил в эту группу, стали известными художниками, музыкантами. Многие имена затерялись, но тексты живы. Они сохранились в архиве Антона Сорокина".

Устроитель знаменитых омских "заборных выставок" Антон Сорокин именовал себя не иначе, как "король писательский". Как и Бурлюк, он помогал творческой молодежи: бумагой, красками. Выдав сибирскому коллеге "удостоверение в гениальности", "отец российского футуризма" поместил стихи Сорокина в журнале "Явь" — наряду с творениями Василия Каменского, Велимира Хлебникова и Игоря Северянина. Покидая гостеприимный дом Сорокиных, художник Бурлюк пишет карандашные портреты хозяев. "Кстати, существует исследование, что из всех городов, по которым проезжал Бурлюк, далеко не каждый город сохранил какое-то материальное свидетельство о его пребывании, — отмечает Юлия Зародова. — Омск — сохранил".

Чудом дошел до наших дней и этот сборник. Омские футуристы, вдохновленные приездом Бурлюка, в 1921 году отправились в турне по Иртышу. На агитпароходе в походной типографии издали сборник "Футуристы". Вдова писателя Леонида Мартынова, который был среди тех путешественников, сохранила уникальный материал. В планах Омского литературного музея — издать малоизвестные тексты футуристов-сибиряков.