Тема:

Google 2 недели назад

Карты Google породили новый жанр в фотографии

Сервис Street View, позволяющий виртуально гулять по улицам больших городов, был запущен в 2007 году. За пять лет Google смогла оцифровать улицы более чем 3000 городов в 43 странах. Популярность проекта вдохновляет на необычные произведения множество фотографов и художников.

Сервис Street View, позволяющий виртуально гулять по улицам больших городов, был запущен в 2007 году. За пять лет Google смогла оцифровать улицы более чем 3000 городов в 43 странах. Популярность проекта вдохновляет на необычные произведения множество фотографов и художников.  

Специальные "гугломобили" и другая техника проехали более 5 миллионов километров по различным дорогам, запечатлевая все на своем пути. В Street View попали даже самые отдаленные уголки планеты, к примеру, Антарктика.

Гигантский архив снимков родил целый мир виртуальных образов, который сильно повлиял на новое поколение фотографов. Критики жалуются на то, что все больше и больше фотографов начинают использовать снимки из Street View в своих работах. По своей сути снимки, сделанные Google, не являются произведениями искусства, у них прикладная цель — показать пользователям места, которые они могут посетить. Эти фотографии не комментируют окружающий мир, не перерабатывают его, а показывают таким, какой он есть, считает Time.

Снимки делаются роботами, которые не знают, что такое искусство. Фотографы придают изображениям из Street View художественную ценность, они тщательно отбирают изображения, подолгу блуждая по виртуальному миру, и обрабатывают их тысячами различных способов.

"В 'сыром' виде эти снимки обычно бывают очень скучными", — говорит Мишка Хенер, один из фотографов, использующих в своем творчестве Street View. — Я обрезаю фотографии, добавляю на них различные формы, детали, цвета. Они трансформируются в нечто, что может быть прекрасным, отвратительным или притягательным. Я уверен, что если в будущем Интернет останется таким же свободным, как сейчас, то уже через десять лет фотографические работы на основе Street View будут так же популярны, как классические".

Возможно, что технология Street View будет подхвачена художниками и фотографами намного раньше, чем через десять лет. Мир искусства уже сейчас принял ее восторженно. К примеру, фотограф Даг Рикард сделал себе имя на обработке "гугловских" фотографий неблагополучных районов США.  В прошлом году его выставка "Новая картина Америки" была выставлена в Нью-Йоркском музее современного искусства. В заметке в Guardian, посвященной этой выставке, журналист пишет: "Любые сомнения в художественной ценности этих работ беспочвенны. Фотографии Рикарда показали всему миру, что этот новый способ творить вполне перспективен".

Рикард рассказал, что для того, чтобы отобрать 80 фотографий для выставки, ему пришлось сделать более 10 000 скриншотов Street View. "Главная разница между моей работой и традиционной фотографией состоит в том, что мир, запечатленный Google, застыл в неподвижности. Это очень меня вдохновляет, наверное поэтому я в течение четырех лет провел за работой почти 1000 часов, чтобы отобрать и обработать эти фотографии".

Другой фотограф, Джон Рафман, подходит к сделанным Google фотографиям с другой стороны, он видит, прежде всего, социальную тематику. "Потенциал этих фотографий исходит от того, что, когда что-то застыло, запечатленное навеки, это уже невозможно скрыть", — рассуждает он. — Я ощущаю это напряжение между роботом, делающим снимки и живым человеком, которого прервали во время какого-то дела. Это напряжение является сутью моего проекта. Многие считают, что технологии меняют наше сознание, но я думаю, что они являются лишь его отражением".

Клемент Вала строит свое творчество на ошибках и глюках, которые происходят при автоматическом фотографировании местности. Он распечатывает их на открытках. "Google постоянно обновляет свои снимки, исправляет их, так что фото с моих открыток уже вряд ли найдешь в сети, вот почему они интересны", — говорит он.

Street View оказывает влияние на традиционную фотографию и даже на смежные формы искусства. К примеру, Мануэль Васкес делает фотографии самостоятельно, а потом добавляет в них элементы интерфейса сайта. В такой манере был выполнен его проект "Одинокая толпа", исследующий эмоциональную дистанцию между незнакомыми людьми в толпе. "Интернет изменил наше восприятие города, технологии разрушили рамки пространства и времени. Это как прогулка без места назначения, каждый клик переносит нас в новое время и пространство", — говорит он.

Количество фотографов, использующих материал Google в своем творчестве, продолжает расти. В статье были упомянуты лишь некоторые из них. До сих пор не ясно, как именно технологии повлияют на искусство фотографии и восприятие реальности за пределами виртуального мира. Вполне возможно, что мы стоим на пороге рождения нового вида синтетического искусства. Каким он будет — покажет время.