Что будет с неэффективными вузами?

В Минобрнауки думают, что делать с вузами, которые признали малоэффективными. Пока точно известно лишь то, что проверять отечественные вузы теперь будут каждый год, и принимать меры.

В Минобрнауки думают, что делать с вузами, которые признали малоэффективными. Пока точно известно лишь то, что проверять отечественные вузы теперь будут каждый год, и принимать меры.

При оценке эффективности высших учебных заведений Министерство образования учитывало 50 критериев, но определяющими стали всего пять: это средний балл ЕГЭ поступивших студентов, объем научной работы, доходы вуза в расчете на одного преподавателя, удельный вес иностранных студентов, а также площадь аудиторий и лабораторий в расчете на одного студента.

Признаки неэффективности министерство нашло, в том числе, в Литературном институте имени Горького. Изучив методику чиновников, там удивились. Ректор вуза Борис Тарасов подчеркнул: "По ЕГЭ мы одни из лучших в стране, занимаем седьмое место. По исследовательской работе у нас 19-е место по количеству монографий".

В Российском государственном социальном университете готовы признать низкий удельный вес иностранцев, но вуз нацелен, в первую очередь, на подготовку социальных работников для России, к тому же, Министерство образования никогда не выделяло денег на обустройство общежитий. Кроме того, в РГСУ поражены тем, с какой легкостью Министерство образования сравнило эффективность гуманитарных, технических и естественнонаучных вузов. Ректор-основатель Российского государственного социального университета, академик РАН Василий Жуков заявил: "Мы будем добиваться объективного аудита деятельности Российского государственного социального университета, и пусть аудиторы, которые сюда придут, поговорят с нами на нашем профессиональном языке".

Проблемы с эффективностью у вузов России возникли в результате мониторинга, проведенного в августе и сентябре. Министерство образования проверило все 502 государственных института, университета и академии страны, и у 134-х нашло признаки неэффективности. В отстающих оказались даже такие мэтры, как столичные МАрхИ, РГГУ и МАМИ, петербургские Академия театрального искусства и Университет кино, многие-многие другие.

Нет ни одного проблемного вуза только в Курской области, зато в Чеченской Республике признаки неэффективности нашли у всех университетов. Заместитель министра общего и профессионального образования Чеченской Республики Хож-Ахмед Халадов отметил: "Было бы неправильным ожидать, что на данный момент в своей послевоенной истории вузы Чеченской Республики покажут среднестатистический российский уровень показателей эффективности.

В Министерстве образования России успокаивают: в опубликованные списки попали вузы только с признаками неэффективности. На некоторые из этих формальных критериев чиновники вроде бы даже готовы закрыть глаза, но для этого должно быть решение экспертной рабочей группы, и такие группы создадут в каждом регионе. Заместитель министра образования и науки России Александр Климов пояснил: "В рамках рабочих групп, которые запланированы на ближайшие две недели, мы обязательно будем учитывать специфику и художественных вузов, и вузов Минспорта, и технических вузов с учетом мнения субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Рабочие группы – это тот механизм, который позволяет всю специфику внести в контекст мониторинга".

Получается, что доказывать свою эффективность университеты должны будут уже не чиновникам, а региональным властям и профильным ведомствам, например, Минздраву, Минсельхозу и так далее.

Окончательный список неэффективных вузов будет опубликован в середине ноября, но уже сейчас Министерство образования и науки знает, что с ними нужно сделать. Во-первых, отстающим обещают предоставить возможность "подтянуть" проблемные показатели. Во-вторых, не исключены кадровые решения в отношении ректоров некоторых университетов и академий. Крайний случай – присоединение неэффективных, по мнению Министерства образования, вузов к более успешным.

Студентов настораживает, что, исходя из степени эффективности вуза, министерство планирует определять количество бюджетных мест на следующий учебный год. Кроме того, нет ясности в том, как будут присоединять, например, неэффективные музыкальные институты к эффективным техническим и наоборот.

Председатель профсоюза студентов России Алексей Казак поясняет: "Идет кампания по укрупнению и слиянию вузов. Многие вузы теряют свою самостоятельность, в том числе, теряют и направление, то есть, ребята шли учиться на инженеров, а им предлагается получать диплом экономического вуза". "Я устраивалась на работу во всякие редакции, журналы, и нас берут, так как студенты Литературного института – лучшие кадры", — рассказывает студентка Ксения Руденко. "Какие были критерии оценки неэффективности вузов? Первое – оценка ЕГЭ поступающих. Фактически, это не оценка вузу, а оценка того уровня знаний, который дала школа. И при чем здесь вуз? В нашем вузе при поступлении высокие баллы: имея по ЕГЭ 250 баллов, вы можете не поступить в первой волне", — отмечает студент Российского государственного социального университета Сергей Сангаевский.

После публикации официального списка Министерство образования обещает предоставить неэффективным вузам три месяца на исправление статистики. При этом непонятно, как университет сможет повысить за это время средний балл школьного ЕГЭ студентов или построить общежития для недостающих иностранцев. Но такой мониторинг планируют сделать ежегодным, а со следующего года еще и для негосударственных вузов.