Авианосец "Энтерпрайз" ВМС США "уходит на пенсию"

Атомный авианосец "Энтерпрайз" завершил финальный поход. Спущенный на воду в 1960 году "Энтерпрайз" пришел в порт прописки в Вирджинии. Переживший Карибский Кризис и войну во Вьетнаме авианосец распилят на металлолом.

Первый в мире атомный авианосец "Энтерпрайз" ВМС США завершил финальный 25-й поход. В воскресенье он пришел в порт приписки Норфолк, штат Вирджиния, вернувшись из зоны Персидского залива. Так "Энтерпрайз" завершил почти полувековую службу в американских военно-морских силах, сообщает ИТАР-ТАСС.

"Энтерпрайз" был спущен на воду 24 сентября 1960 года и с тех пор считается гордостью американского флота, обладая наибольшей длиной (342,3 метра) среди боевых кораблей мира. Длина авианосца на 40 метров уступает высоте "Эмпайр стейт билдинг" без шпиля. Авианосец, численность экипажа которого превышает 5,3 тысячи человек, является единственным в своем классе. Первоначально планировалось построить шесть таких кораблей, но из-за высокой стоимости Пентагон закрыл проект. Корабль питают восемь ядерных реакторов "Уэстингхаус", которые приводят в действие четыре турбины, вырабатывающие в общей сложности 210 МВт электроэнергии. Одной загрузки ядерного топлива хватает на 13 лет службы, за которые корабль может пройти до 1 миллион миль при крейсерской скорости в 33,6 узла. В распоряжении экипажа несколько спортзалов, кафе, спутниковое телевидение и Интернет. На борту корабля издается собственная ежедневная газета.

"Энтерпрайз" является не только крупнейшим, но и старейшим кораблем в составе ВМС США. Способный нести на палубах авиационную группу в 90 самолетов и вертолетов, корабль прошел через все крупные военные конфликты последних пятидесяти лет. В бортовом журнале авианосца — записи о походе в Карибский бассейн в разгар Карибского кризиса, кругосветном плавании, ставшим первым для корабля с ядерной силовой установкой. Во время войны во Вьетнаме с борта "Энтерпрайза" было совершено рекордное число боевых вылетов в истории — 165 за сутки. Авианосец оказывал поддержку в ходе военных операций США в Ираке, Боснии, Афганистане, а также охранял воды у побережья Сомали от пиратов.

"Энтерпрайз" пережил несколько аварий, самая серьезная из которых произошла в 1969 году. Детонация одной из ракет на верхней палубе привела к серии взрывов и сильнейшему пожару. В результате погибли 27 человек, 343 получили ранения, корабль получил значительные повреждения. Командование ВМС пока не приняло окончательного решения относительно дальнейшей судьбы авианосца после его вывода из эксплуатации. На 1 декабря намечена официальная церемония списания авианосца, на которую приглашен президент США Барак Обама. После этого в борту корабля вырежут отверстия диаметром в несколько десятков метров, чтобы изъять реакторы и отработанное топливо. Затем "Энтерпрайз", скорее всего, распилят на металлолом — делать из него плавучий музей признано нерентабельным.

Имя корабля по традиции перейдет его преемнику — скорее всего, это будет один из авианосцев типа "Джеральд Форд", первый из которых будет построен к 2015 году. "Энтерпрайзов" в истории ВМС США до настоящего времени было восемь. Первым это имя получило захваченное у британцев в 1775 году парусное судно, а предпоследним — авианосец времен Второй мировой войны.