Мистическая симфония и музыка для ума

Александр Раскатов привез в Россию фантазию Misterium Magnum, смесь поэзии и классики.

Третий звонок давно прозвенел. На сцене — пусто, в гримерках – тоже. Все смотрят на циферблат, а автобус с музыкантами стоит в пробке. Сначала зал "держит" Юрий Башмет, рассказывая о предстоящем концерте, потом — Деннис Рассел Дэвис, американский дирижер, новатор и пропагандист современной музыки. Чтобы спасти ситуацию, срочно меняет программу вечера. Только с частью музыкантов, что добралась до зала имени Чайковского — незапланированное адажио.

Деннис Рассел Дэвис, дирижер Базельского симфонического оркестра: "Когда я услышал шум за сценой, я понял, что все будет нормально, и уже скоро мы исполним произведение, ради которого приехали – новое сочинение Александра Раскатова. Над ним мы работали вместе с композитором. Это фантазия Misterium Magnum, смесь поэзии и классики – музыка для ума".

Самого Раскатова переполняют эмоции: в Москве — первый раз за пять лет, уехал в Германию еще в 1990-е годы. В российской столице его называют "европейским композитором", в Европе – "русским". Произведения Раскатова звучат в лучших залах США, Бельгии, Англии и Франции. Фантазию Misterium Magnum он первый раз представил в Швейцарии. Тоже — с Базельским симфоническим. Во всем мире оркестр известен исполнением авангардной музыки. Впрочем, русскому слушателю сочинение ближе, чем швейцарцу, уверен композитор. В произведение "вплел" не только строки стихотворений древнего философа и мистика Парацельса, но и Тютчева, Мандельштама.

"Живя там, я больше чувствую, что я отсюда. Как-то странно психика устроена, и мне кажется, что музыка страдает синдромом хронической сердечной недостаточности, и мне кажется, что наша функция – затронуть человеческие чувства, и должно быть место тайне сочинения", — рассказал Александр Раскатов.

Елена Васильева, француженка, русская по отцу, шутит – "она солирует на сцене, Александр – дома". Певица, хорошо известная в Европе, и жена композитора, она наблюдает весь процесс сочинительства. "Он обожает вас. Он не может жить без русских разговоров, и он мне говорит по телефону, когда он летел из Амстердама – ты не знаешь, как я буду счастлив, когда я, наконец, буду в самолете ", — отметила женщина.

Еще одно знаковое имя в афише концерта – Альфред Шнитке. Александр Раскатов называет его главным композитором в своей жизни. Именно Раскатов расшифровал рукописи его последней, девятой симфонии. Работал даже ночью, "вооруженный" двумя лупами и тремя разноцветными ручками. Решение сыграть в Москве альтовый концерт принимал вместе с Юрием Башметом. Для него это выступление – как привет из 80-х. Тогда Юрий Абрамович дирижировал Базельским оркестром, Мстислав Ростропович солировал на виолончели. Зал опустел за полночь, оркестр вернулся в Базель, а Александр Раскатов – в Париж. Говорит, что если не приедет в Россию до марта с новым концертом, ждет соотечественников на премьеру. В "Ла Скала" ставят его оперу булгаковскому "Собачьему сердцу".