Как Лондон пересел на общественный транспорт

Проблемы с парковками и огромным количеством личных автомобилей в Лондоне решили радикально, вынудив большую часть местных жителей пересесть на общественный транспорт.

Московский эксперимент сравнивают с европейским опытом. Например, центр Лондона удалось разгрузить, приняв жесткие и вначале непопулярные меры. Стоимость стоянки там высока, место найти не так-то просто, а штрафы за нарушение — огромны. В результате за руль британцы, отправляющиеся в центр, садятся все реже, предпочитая общественный транспорт и велосипеды.

Сверхидея организации дорожного движения в Лондоне заключается в том, чтобы максимально избавить город от лишних машин. Основные рычаги воздействия на автомобилистов — это платный въезд в центр и дорогие парковки, которые к тому же не так и просто найти.

Автомобиль в британской столице — самый ненадежный вид транспорта: проще всего опоздать куда-то, если выехал на машине. Даже, пусть, повезло, и ты приехал вовремя, не факт, что найдется место, где оставить транспортное средство. Исследователи подсчитали, что среднестатистический водитель в Лондоне тратит на поиск парковки 25 минут в день. Если предположить, что водительский стаж 50 лет, получится, что год жизни потрачен только на то, чтобы хотя бы на время избавиться от машины.

На некоторых паркингах в центре города за шесть часов стоянки можно выложить больше 30 фунтов стерлингов, то есть почти две тысячи рублей. Но лучше не испытывать судьбу и ставить автомобиль только там, где разрешено, не забывая об оплате. Это может быть обычный паркомат, который принимает монеты или кредитные карты, или наиболее популярный и удобный метод оплаты по телефону. В каждом районе города есть своя служба, отвечающая за обслуживание парковок. Редкому нарушителю удается ускользнуть от вездесущих контролеров. Штрафы суровые, а выписывающие их люди не понимают, что такое компромисс.

"Многие не довольны, и это понятно. Но мы здесь ни на кого не охотимся, засад не устраиваем и не караулим. Вот если вы не заплатили, поставили машину там, где запрещено, можете не сомневаться — незамеченным это не останется, и вы получите штрафной талон", — подчеркнула дорожный инспектор Шерил Ландер.

Что бы ни говорили эти люди, понятно, что качество их работы определяется количеством выписанных за день квитанций. Решение контролеров, в принципе, можно оспорить. Поэтому, прежде чем выписать штраф, они педантично документируют обстоятельства нарушения. Фотографии потом можно будет увидеть на сайте муниципалитета, там же, кстати, можно за все заплатить. Стоит отметить, что в течение первых двух недель действует 50-процентная скидка, но дальше сумма штрафа начинает стремительно расти.

"Деньги идут на обслуживание и благоустройство тех же парковок. Они идут на развитие общественного транспорта. За счет этих денег мы обеспечиваем бесплатный проезд для престарелых людей и инвалидов. Главное, что, организовав контроль парковок, мы расчистили улицы города. Тридцать лет назад здесь парковались кто как хотел: заезжали на тротуары, ставили вторым рядом, перегораживая всем проезд", — заметил корпоративный директор городского совета Лондона Ник Лестер.

Зато теперь, по статистике, всего лишь семь процентов из тех, кто работает в центре Лондона, добираются туда на автомобиле. Мало того, официально установлена норма для строительства новых офисных зданий — одно парковочное место на помещение площадью 2000 квадратных метров. Так что остается только общественный транспорт, или мечта лондонского мэра Бориса Джонсона — пересадить всех на велосипед. Но это уже на любителя, причем без приставки "авто".