Пенсионерка в одиночку пытается спасти уникальный Дом Мельникова

Пенсионерка в одиночку пытается спасти уникальный Дом Мельникова
Пенсионерка в одиночку пытается спасти уникальный Дом Мельникова
В Москве остался без отопления памятник архитектуры эпохи конструктивизма. В знаменитом доме Мельникова повреждена труба теплоцентрали, а в самом здании появляются трещины и оседает фундамент.

В Москве остался без отопления памятник архитектуры эпохи конструктивизма. В знаменитом доме Мельникова повреждена труба теплоцентрали, а в самом здании появляются трещины и оседает фундамент.

Многократные репортажи уже рассказывали о бедственном положении значительного памятника архитектуры конструктивизма тридцатых годов – Дома Мельникова в Кривоарбатском переулке. Однако и по сей день внучке архитектора не удалось добиться восстановления теплоснабжения дома, которое было отключено из-за повреждений в тепловом входе. В нем до сих пор очень холодно. Помимо этого, в доме появляются все новые разрушительные последствия от активности близлежащей стройки – трещины, оседание фундамента под действием грунтовых вод.

До начала календарной зимы осталось несколько недель, а Дом Мельникова до сих пор стоит без тепла. Внучка архитектора Екатерина Каринская раскрывает свои секреты выживания в неотапливаемом доме. "Мы обитаем только на первом этаже. Подвал закрыт, тут два обогревателя, — говорит она. — На ночь принимаешь горячую ванну и залезаешь под два одеяла. Пока на улице тепло, ничего, нормально". На верхние этажи, в мастерские Мельниковых, она поднимается крайне редко, только в тех случаях, когда необходимо провести небольшую экскурсию по наследию прославленных отца и деда.

Если на первом этаже жители дома хоть как-то спасаются обогревателями и теплыми вещами, то обитатели второго и третьего этажей — работы художников Мельниковых — вынуждены находиться при уличной температуре. "Мы люди, нам холодно, мы все гриппом переболели, но это неважно, — говорит Екатерина Каринская. — Но там — графика, живопись, завещанная государству". Екатерина Викторовна давно бьет в набат, она направила письма во все инстанции. Но тщетно.

"Эта трещина появилась тогда, когда на стройплощадке включили бурильную установку", — сокрушается Екатерина. На схеме, которую составили геодезисты, отмечено расстояние в пятьдесят метров, на котором Дом Мельникова находится от места строительства. Согласно их расчетам, негативного влияния на памятник архитектуры нет, но за домом ведется наблюдение. "Мы сейчас активно начали вести свои исследования, — говорит Фаршед Зехниев, заведующий лабораторией НИИ ОСП имени Герсеванова. — Установили грунтовые марки, установили марки по фасаду двух цилиндров. Мы будем наблюдать раз в месяц за деформациями самого здания и земли". К сожалению, от этих действий количество трещин в стенах знаменитого дома не уменьшается. Особенно это становится очевидным после проливных осенних дождей. "Активизировался процесс осадки, вот видите, лужа стоит, — показывает Екатерина Каринская. — Ее не было раньше".

Дом, который пережил Великую Отечественную войну, погибает в мирное время. "Мы, как госструктура, которая реализует политику в сфере сохранения культурного наследия, готовы сделать все, чтобы это здание сохранить, — говорит Николай Переслегин, советник руководителя Мосгорнаследия. – Мы готовы выделять деньги на это. Но мы должны знать, кому их выделять. Абсурд в том, что наследники Мельникова не могут между собой договориться, чей это дом". "У меня две руки и одна пенсия, — комментирует Екатерина Каринская. — И я содержу то, что завещано государству".

Пока суды решают, кто несет имущественную ответственность за дом, страдает его историко-культурная наполненность. Сколько еще зим ему придется перенести без тепла – неизвестно. Ясно одно: наследие Мельниковых может быть безвозвратно утеряно.