Как не оказаться в числе изменников Родины

Президент пообещал повнимательнее посмотреть на изменения в Уголовном кодексе, расширяющие понимание государственной измены и шпионажа, чтобы в число потенциальных предателей не попали представители гражданского общества.

Президент пообещал повнимательнее посмотреть на изменения в Уголовном кодексе, расширяющие понимание государственной измены и шпионажа, чтобы в число потенциальных предателей не попали представители гражданского общества.

Владимир Путин согласился с тем, что термин "государственная измена" не должен касаться тех вопросов, которые к этой самой измене не имеют отношения. Вроде все правильно, если бы не тот факт, что сам проект закона инициировало еще прежнее правительство, в котором действующий президент занимал должность премьера, затем документ прошел сито согласований и рассмотрений (в трех чтениях, кстати) в Государственной думе, был почти единодушно одобрен сенаторами, пока, в конце концов, не лег на стол главы государства. И тут вдруг подобные сомнения. Куда же смотрели все те, кто работал с проектом закона, если теперь может оказаться, что он направлен не по адресу?

Только сейчас Совет Федерации решил обратиться в Верховный суд с предложением провести пленум для выработки правоприменительной практики по данному закону. Конечно, лучше поздно, чем совсем поздно. Хорошо было бы заранее знать позицию судей по вопросу изменений в Уголовный кодекс. Им ведь по этому кодексу приходится каждый день работать. Вспоминается реплика председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрея Клишаса, что, дескать, критика в адрес поправок в УК вызвана их не вполне корректным прочтением. Вот только хочется быть уверенным, что те, кто будут вершить суд, в соответствие с этими поправками смогут "корректно прочесть", что имели в виду законотворцы.

В части определения государственной измены главным камнем преткновения стало включение в состав врагов, помимо иностранных государств и организаций, еще и организации международные. Учитывая, что наказание по 275 статье УК может доходить до 20 лет, у правозащитников возникает вопрос: не станут ли вскоре любые контакты с лицами, имеющими иностранное гражданство, потенциальным предательством Родины.

Внесение поправок в закон назревало давно. Статьи 275-276 действующего УК ведут свою историю еще из 60-го года прошлого века. И тогдашние 64-я и 65-я изменились не сильно. А вот окружающая действительность поменялась сильно. Как говорят военные, система обнаружения "свой-чужой" требует более тонкой настройки. И очень не хочется во время боевых маневров попасть под огонь собственной артиллерии.

Впрочем, введение в Уголовный кодекс понятия "международной организации" не единственная головная боль правозащитников. Чрезвычайно широкий, непрозрачный и постоянно пополняемый десятками министерств и ведомств список того, что включают в себя сведения, являющиеся государственной тайной, не способствует сохранению этой самой тайны. Далеко ходить не надо. Закон РФ "О государственной тайне" в разделе втором четко относит к таковой сведения "об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения". Между тем размеры средств, выделяемых на оборонку, вплоть до конкретных предприятий и заводов, объемы производства и передачи в действующие части тех или иных видов вооружения можно даже не искать в секретных папках и не выкрадывать с помощью "спецсредств, по предварительному сговору в составе группы лиц". Обо всем этом говорят с экранов и публикуют в прессе.

На днях Дмитрий Рогозин в своем twitter призвал приравнять коррупцию в гособоронзаказе к государственной измене. Имел ли он в виду очередные поправки в 275 статью УК или просто увеличение сроков наказания для коррупционеров от оборонки до 20 лет, Дмитрий Олегович не пояснил, однако дал этим очередной повод для спекуляций относительно широты применения в будущем означенной статьи.

О том, что ныне государственная тайна из сфер дипломатических интриг и противостояний контрразведок все чаще переходит в область рядового криминала, свидетельствует и появление новой статьи 283 пп.1. Теперь похищение и иное незаконное приобретение сведений, составляющих государственную тайну, перестает быть частью только шпионской деятельности (ст.276 УК РФ), то есть относиться на счет иностранных граждан. Закон расстался с иллюзиями прошлого века и согласился с тем, что обманывать, шантажировать и похищать секреты родины могут и российские граждане.

Отдельные издания поспешили заявить, что теперь даже официальная работа по контракту с международной организацией может оказаться преступной, если окажется, что такая организация действовала в ущерб России. Однако это напрямую из статьи закона не следует. В новой редакции речь идет о различных видах помощи "в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации". И разница вот в чем. Гражданин не обязан, а порой и просто не в состоянии выявить в каких-то сферах работы той или иной организации враждебный умысел, а вот осознавать преступность своей собственной деятельности при сотрудничестве с такой организаций он обязан. Точно так же, как сейчас, сотрудничество с дипломатическими миссиями различных государств по множеству культурных и иных вопросов вовсе не является синонимом работы на иностранную разведку.