Заповедник "Горки Ленинские" ожидает "перезагрузка"

Новый директор музея "Горки Ленинские", назначенный в начале этого месяца, представил концепцию развития заповедника. По словам Игоря Конышева, возможности уникального комплекса используются лишь наполовину. В музее появятся новые экспозиции, будет благоустроена территория, изменится план экскурсий.

Новый директор музея "Горки Ленинские", назначенный на должность в начале этого месяца, представил свою концепцию развития заповедника. По словам Игоря Конышева, возможности уникального историко-архитектурного комплекса сейчас используются лишь наполовину. Поэтому в музее появятся новые экспозиции, будет благоустроена территория, изменится план экскурсий.

"Первый пульт дистанционного управления, который появился тогда в Советском Союзе, английский, работает до сих пор", — показывает Игорь Конышев. Уже неделю в его руках – "пульт управления" и всем музеем-заповедником "Горки Ленинские".

За это время он успел привыкнуть и к тому, что при входе его встречает двухметровый памятник вождю пролетариата, и к зловещей музыке, играющей фоном, и к тому, что рабочий день на посту директора начинается, будто с путешествия на машине времени.

С конца восьмидесятых годов в музейном комплексе ничего не изменилось: тот же ремонт, те же павильоны, даже иностранные туристы, как и раньше – в основном из КНР. После первого визита в новое владение Игорю Конышеву стало ясно – пора нажать кнопку "перезагрузка".

"Я не хочу здесь делать "Дисней-ленд", и никогда этого не сделаю, я не хочу делать здесь американские горки и никогда этого не сделаю, но так или иначе немного другую деятельную и эмоциональную среду – это то, что мы хотим", — рассказывает Игорь Конышев.

Главная цель ребрендинга – чтобы "Горки Ленинские" перестали воспринимать как музей "болезни и смерти". Ведь если в советское время сотни людей занимали очередь на автобус по маршруту "Красная Площадь – Горки", то сегодня ажиотажа вокруг усадьбы нет. Посетителей – меньше 30 тысяч в год, что для комплекса в 200 гектаров крайне мало. Все дело в давящей и депрессивной атмосфере – уверен Игорь Конышев.

"Мы слегка микшируем тему болезни и смерти, которая, к сожалению, довлеет над всей этой территорией, и показываем реальную жизнь реальных русских людей, революционеров. Еще один проект – парк ремесел, которые были в усадьбе – особенно для детей это будет интересно", — делится планами Игорь Конышев.

Еще одна тема для выставок – бывшие хозяева усадьбы, имя каждого из которых вошло в историю. Усадьба часто меняла владельцев, переходила из рук в руки. В первой четверти XIX века принадлежала генерал-лейтенанту эпохи наполеоновских войн Александру Писареву. В 1909 году имение приобрела вдова Саввы Морозова Зинаида Морозова-Рейнбот. Хозяйство она организовала по последнему слову техники. Здесь был водопровод, телефонная связь, подача корма и воды животным была полностью электрифицирована. Так "Горки" стали прообразом крупнокапиталистической сельскохозяйственной фермы начала XX века.

Развитые коммуникации были по душе и самому Владимиру Ильичу. В "Горки" вождь приехал восстанавливать здоровье после покушения и с мая 1923 года жил там постоянно, написал более 900 работ, в том числе "Кризис партии". В кризисе сейчас и усадьба, где жил Ленин, — уверена старший научный сотрудник Тамара Шубина. Когда-то в этом здании искали золото партии, но сегодня здесь – растрескавшаяся штукатурка и протекающая крыша.

"Вентиляционными шахтами никто никогда не занимался. Куда они ведут? Но эта система практически не работает, усадьба не дышит", — рассказывает Тамара Шубина.

Реставрироваться музейный комплекс будет на бюджетные средства. Деньги пойдут на посадку новых деревьев, восстановление разрушенных гротов, увеличение зарплат сотрудникам музея. Еще одна проблема – повышение квалификации работников усадьбы.

Ведь в СССР тексты экскурсий о Ленине утверждались в ЦК, а с тех пор никаких правок в них внесено не было. Чтобы осуществить все проекты, говорит Игорь Конышев, понадобится два-три года. Он уверен – за это время сделает все возможное, чтобы о музее узнали как можно больше людей. Ведь многим среди молодежи вообще не известно, что такой заповедник существует.