Судьба более ста вузов "черного списка" остается неясной

Минобрнауки подкорректировало список неэффективных вузов. С момента публикации первого варианта этого рейтинга вокруг него не утихали споры, звучала критика в адрес критериев оценки вузов. Из нового списка некоторые заведения исчезли. Остальные разделили на группы, чтобы было понятнее, что их ждет.

Минобрнауки подкорректировало список неэффективных вузов. С момента публикации самого первого варианта этого "черного списка" вокруг него не утихали споры. В министерстве проходили совещания с ректорами и главами регионов, а депутаты и студенческие объединения критиковали те критерии, с помощью которых оценивалась эффективность учебных заведений. В итоге, из списка исчезли некоторые вузы. А остальные поделили на группы, учтя при этом специфику некоторых учебных заведений.

Изначально в "черный список" попало немало знаменитых московских вузов. Среди них – Литературный институт имени Горького, Государственный университет печати имени Ивана Федорова, Московский архитектурный институт, Московский университет дизайна и технологии. Всего – два десятка только в столице.

В Российском профсоюзе студентов сразу же возмутились тем, кто все вузы – и творческие, и технические – оценили по одним и тем же показателям. Более того, критерии оценки назвали несостоятельными – мол, средний балл ЕГЭ среди абитуриентов и общая площадь учебно-лабораторных зданий ничего не могут сказать о подготовке специалистов, которых выпускает вуз. А ведь уровень подготовки выпускников, по идее, и должен служить показателем эффективности вуза.

Член ОП РФ об оценке эффективности вузов: как можно сравнивать красное с круглым?

По этому поводу в своем блоге высказался член Общественной палаты РФ Николай Сванидзе, который сам работает в "неэффективном" вузе, РГГУ, на полставки. Он не согласен с тем, что одинаково оценивались вузы, которые нельзя сравнивать между собой.

"Мы не можем сравниться с финансированием, например, МГТУ имени Баумана, просто потому, что государство уже давно уделяет гуманитарному образованию значительно меньше внимания, чем техническому. Но по своей научной базе, по популярности, по научной цитируемости мы всегда занимаем очень хорошие места, – отметил Сванидзе. – Я не знаком с людьми, которые делали это исследование, у меня нет оснований считать их непрофессионалами, но я могу их подозревать в ангажированности. Параметры, по которым проводилось исследование, случайны и произвольны. И самое главное – они не отражают уровень образования, которое дает вуз, и уровня ценности, который имеет выпускник этого вуза".

"Как можно сравнивать красное с круглым? Как можно сравнивать гуманитарный вуз с техническим?" – недоумевает член ОП РФ. Он поясняет: гуманитарные вузы не получают грантов, государство не так заинтересовано в них, как в технических. И все это накладывает отпечаток на финансовое положение учебного заведения. Сванидзе заявил, что его тревожат последствия, к которым все это может привести: "Я опасаюсь такого следствия как слияние. Это сейчас очень модно: сливают школы, детские сады. Если произойдет слияние РГГУ с каким-нибудь ПТУ номер 18, от этого не будет хорошо ни вузу, ни ПТУ".

Минкультуры встало на защиту творческих вузов

На защиту творческих вузов встал министр культуры РФ Владимир Мединский. "По рейтингу Министерства образования 15 наших вузов признаны неэффективными. Мы не можем игнорировать результаты работы коллег, но сами сейчас работаем над критериями оценки своих учебных заведений с учетом их мнения. Мое глубокое убеждение – нельзя оценивать так же, как медицинские, технические, даже гуманитарные институты те вузы, которые готовят специалистов творческих профессий. Специфика этого образования совершенно другая", – заявил глава ведомства.

Министр заверил: ни по одному вузу, подведомственному Минкультуры РФ, не принято и не будет принято решение о ликвидации только на основе рейтинга Минобразования и ни один студент из этих учебных заведений не останется без диплома. Он добавил, что есть разные организационные формы существования любого учебного заведения. Но это все – вопросы не существования вуза, а бюрократических форм управления им.

"Все проблемные вопросы будут решаться только с участием ректорского сообщества, экспертов отрасли, Общественного и Экспертного советов при Минкультуры", – заключил Мединский.

"Неэффективные" вузы рассортировали

Проблему реорганизации вузов будет обсуждать специальная межведомственная комиссия. Ее заседание назначено на 22 ноября. В преддверии этого заседания Минобрнауки опубликовало новую версию "черных списков". Некоторые вузы, первоначально занесенные в них, из новой редакции этого рейтинга исчезли. "Аутсайдеров" же поделили на четыре группы.

В первую группу вошли вузы, у которых есть признаки неэффективности, но эти признаки связаны со спецификой их деятельности. В основном, это творческие учебные заведения, различные академии физкультуры и спорта, а также те заведения, которые обучают инвалидов.

Вторая группа – это вузы, нуждающиеся в оптимизации. В Минобрнауки предполагают, что до конца текущего года для них разработают программы развития, призванные повысить их конкурентоспособность.

К третьей группе относятся учебные заведения, требующие реорганизации. Она предполагает слияние с крупными вузами – это касается, по большей части, филиалов. И, наконец, четвертая группа – это вузы, чья судьба пока не ясна: по ним не удалось достичь согласованных решений. Итого в этих четырех списках 136 вузов и 450 филиалов.

В последнюю группу попало 110 вузов и филиалов. Среди них – РГГУ, Российский государственный торгово-экономический университет, Ингушский госуниверситет, Пермский государственный педагогический университет, Марийский госуниверситет, Арктический государственный институт искусств и культуры. Сюда же относятся многие вузы, подведомственные федеральным министерствам.

Виктор Садовничий: не нужно было так поспешно публиковать "черный список"

Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий в интервью "Российской газете" согласился, что критерии, по которым оценивались вузы, во многом несовершенны.

"Министерство настояло на том, что на первом этапе в качестве показателей эффективности вуза будет использоваться только 5 критериев из 50. Установленные пять критериев, безусловно, несовершенны. Для совершенствования мониторинга, обсуждения вопросов его организации в 2013 году мы решили создать совместную рабочую группу Союза ректоров и министерства", – сказал Садовничий. По его мнению, в процесс мониторинга эффективности вузов нужно добавить и экспертную оценку, которая учтет все нюансы – педагогический это вуз или творческий, единственный в регионе или нет.

Кроме того, по словам Садовничего, не стоило так поспешно обнародовать рейтинг неэффективных вузов. "Может быть, стоило поступить так: опубликовать общий список всех вузов и их филиалов с данными мониторинга, не деля их на "благополучные" и "группу риска", затем провести широкое общественное обсуждение и с его учетом двигаться дальше", – пояснил он.

Впрочем, Садовничий убежден, что реорганизации в итоге подвергнется не так много вузов из списка тех, у которых были найдены признаки неэффективности. А вот с филиалами все обстоит иначе: их реорганизация – дело правильное, считает ректор МГУ. В качестве примера он привел вузы, которые открыли по 60-70 филиалов, а также вузы, где тысячи студентов учатся на платной основе на заочном отделении и при этом получают дипломы государственного учебного заведения наравне с очниками.

Что касается педагогических вузов, многие из которых попали в "черный список", то здесь, по мнению Садовничего, вообще торопиться не стоит. Прежде, чем применять к ним какие-то меры, нужно утвердить концепцию развития педагогического образования в России, уверен он.