Бюджетный федерализм. Реплика Максима Соколова

Замминистра экономразвития Андрей Клепач выступил с тревожным прогнозом роста бюджетной задолженности российских регионов. Подчеркнув, что это его личное мнение и что официальной позиции министерства по этому вопросу пока нет, замминистра заявил, что за три года дефицит может увеличиться в 6 раз.

Замминистра экономического развития Андрей Клепач выступил с достаточно тревожным прогнозом роста бюджетной задолженности российских регионов. Подчеркнув, что это его личное мнение и что официальной позиции министерства по этому вопросу пока не имеется, замминистра заявил: "Если говорить о региональном уровне, то, по нашей оценке, если сейчас консолидированный бюджет регионов дефицитный на уровне 50 миллиардов рублей, то к 2015 году дефицит может вырасти до 330 миллиардов рублей, а к 2018 году — до 1,8 триллиона рублей". То есть через три года дефицит может вырасти в шесть с лишним раз, а через шесть лет — в 36 раз.

Прогноз впечатляющий, особенно если учесть, что Клепач — не какой-нибудь эстрадный экономист, который пророчит всеобщий апокалипсис по три раза на день. К эстрадным экономистам все привыкли и не очень боятся их пророчеств: "Он пугает, а мне не страшно". Но, когда прогноз исходит от вменяемого и уравновешенного чиновника, это производит более сильное впечатление. Тем более, что замминистра объяснил, откуда такие цифры.

Новый порядок финансирования предполагает передачу учреждений Минздрава и Минобразования в ведение регионов с соответствующим увеличением нагрузки на региональный бюджет. На бумаге все получается весьма красиво. Зарплата врачей и учителей растет, при этом федеральный бюджет остается профицитным и Министерство финансов по-прежнему складывает деньги в стабилизационную кубышку. Можно было бы воскликнуть: "Чудо, чудо Бог даровал!", если бы в финансовой области чудеса были делом обычным. К сожалению, это не так, чудеса редки и даже очень редки, и внушительный профицит федерального бюджета оборачивается не менее внушительным дефицитом бюджетов региональных.

Регионы будут вынуждены саботировать федеральные проекты роста благосостояния бюджетников. Возможно, даже в грубой и несколько фрондерской форме: "Вам министерство обещало, с него и спрашивайте, а у нас денег нет". Второй вариант, о котором говорил Клепач, это прогрессирующее залезание в долги. Вероятно, это неизбежно, но замминистра предостерегает: "По-любому придется занимать на рынке и придется с рынком учиться работать, чтобы не повторять печальные примеры, которые есть и в Московской области, и по ряду других регионов".

Имеется в виду, что при неразвитости долгового рынка и при не самом высоком кредитном рейтинге ряда регионов долги придется делать под лихоимские проценты без всякой надежды на отдачу.

Наконец, третий вариант — куда ж без него? — это новые налоги: "Мое частное мнение — придется вводить новые налоги, как бы это ни было неприятно. Новые налоги — это может быть тот же налог с оборота или еще что-то. Либо придется отложить решение многих задач. Картина по региональным бюджетам достаточно серьезная", — говорит замминистра экономического развития.

Так что профицит профицитом, а дефицит дефицитом, и бюджетную дыру придется затыкать регионам. Как они справятся — другой вопрос.