Тайна панорамы "Березина"

Знаменитое сражение на Березине закончилось окончательным поражением и изгнанием француза с русской земли. Впереди была Саксонская кампания и поход на Париж. Однако Березина оставила в воспоминаниях очевидцев неизгладимое впечатление. Годами позже два польских художника — Войцех Коссак и Юлиан Фалат — даже воссоздали те события в грандиозной панораме, сравнимой с Бородинской. Но просуществовала она не долго — была разрезана на фрагменты и распродана. Где же сегодня хранятся эти фрагменты панорамы "Березина"?

Аукцион в стенах роскошного варшавского отеля "Бристоль". Здесь начинались поиски панорамы. Когда-то тут находилась студия одного из авторов Березины — Войцеха Коссака. Сегодня здесь же его творения уходят с молотка. Особое внимание вызывает картина, написанная по сюжету "Наполеон у Березины". А где же сохранившиеся фрагменты панорамы? На аукционе подсказали, где продолжить поиски.

Город Люблин. Местный оркестр, одетый во французскую форму времен Наполеона, встречает национальным гимном. Чтобы понять, что для поляков и сегодня значит война 1812 года, достаточно прочитать слова: "Польшу возродим! Дал пример нам Бонапарт! Знаем — победим!"

К 1812 году Польша была разделена между Россией, Пруссией и Австрией. Наполеон на захваченных европейских землях создавал систему вассальных государств, одним из которых и стало Великое герцегство Варшавское. Полякам подумалось, что это — шанс на возрождение государства, и следом за императором они и пошли в Россию.

"Здесь находится памятник солдатам — французским и польским, которые были в Москве и вернулись в Польшу. Тут был военный лазарет. Здесь есть надпись: Поляки и французы — друзья на все века!" — пояснил Зигмунд Насальски, директор Люблинского музея-замка.

В Люблине обнаружился и первый фрагмент панорамы. Но для начала — несколько фактов. Создавали полотно в Берлине. Авторы работали, не покладая рук, шестнадцать месяцев в специальном здании на Гервартштрассе. В итоге создали панораму высотой 16 и окружностью 120 метров. Это больше, чем футбольное поле. Похожие размеры и у Бородинской панорамы. Премьера состоялась в Берлине, затем "Березину" повезли в Варшаву, Киев, Москву. Правда, в те годы панорамы не считались полноценными произведениями искусства, однако "Березину" все хвалили как "лучшую панораму в мире".

"Коссак рисовал фигуры, а Фалат — снег. Он был специалист по ландшафту", — отметил Зигмунд Насальски.

Один из фрагментов попал в музей Люблина в конце 60-х. Его тогда — в ужасном состоянии — купили у частного коллекционера, а затем долго реставрировали. На лицах французских солдат, как ни на одном другом сохранившимся эпизоде, хорошо видна усталость и обреченность некогда великой армии. К концу войны "мы долго молча отступали" — это уже не про нас, а про французов.

Краков — следующий пункт маршрута. Национальный музей, где хранится самый большой из существующих фрагментов. Сегодня он, увы, не представлен для посетителей, так как нуждается в реставрации, но для съемочной группы "Вестей  в субботу" сделали исключение и специально достали картину из запасников.

- Полотно называется "Сожжение знамен". Это, пожалуй, центральная часть всей панорамы. Перед костром на барабане сидит Наполеон. На нем — любимый гвардейский мундир и шуба, которую ему подарил русский император после Тильзитского мира, — рассказывают работники музея.

- Как давно у вас этот фрагмент?

- Он появился у нас еще до Второй мировой войны. Сын известного тогда польского политика Станислава Бадэни купил его на аукционе и подарил нашему музею. В начале 2000-х картина несколько лет находилась в президентском дворце, а затем ее вернули сюда.

Впрочем, именно этот фрагмент не соответствует историческим событиям. Перед взором императора жгут знамена, хотя сегодня точно известно: их французы уничтожили еще до подхода к Березине, после того как Наполеон узнал, что русская Дунайская армия преградила ему путь. В остальном же панорама правдива.

Прежде чем отправиться на поиски следующего фрагмента, остановимся в Кракове еще ненадолго, ведь именно этот красивейший город стал последним пристанищем для легендарной панорамы. Возможно, панорама Березина и сохранилась бы до наших дней, если бы не роковая ссора ее создателей — Войцеха Коссаха и Юлиана Фалата. Конфликт между художниками даже привел к дуэли. Коссак стрелял, но промахнулся, Фалат же в последний момент стрелять передумал. Достоверно известен и другой факт: в Кракове в 1907 году Войцех Коссак собственноручно разрезал панораму на фрагменты, каждый из которых он подписал, а позже пустил их на продажу.

200 километров на юго-запад. Небольшой городок Ополе. Импровизированный концерт на центральной площади города у дверей ратуши. Музей Опольского воеводства. Сегодня сюда водят школьников на экскурсию, рассказывая о том грандиозном историческом сражении. Чем же примечателен этот фрагмент? А тем, что он отличается от оригинала. Разрезав панораму, Коссак оставил наиболее яркие куски, те, где было изображено больше всего фигур. Пустые фрагменты, где был только пейзаж, он, видимо, уничтожил, а некоторые эпизоды, дабы добавить динамику, решил дорисовать.

"Сколько точно фрагментов, мы не знаем. Несколько лет назад во Вроцлаве была выставка. Искали части панорамы. Нашли десять. Шесть — в музеях Польши и еще четыре -  в других местах", — рассказала гид Национального музея Ополе Яна Филипчук.

Итак, три фрагмента уже обнаружены. Где же оставшиеся? Несколько частей — в частных коллекциях, например, "Отступление артиллерии" или фрагмент проданный в 2007 году. А что же музеи? Один фрагмент — в Познани. Он — уникальный и единственный, который подписан не Войцехом Коссаком — главном художником панорамы, а Юлианом Фалатом. Еще два — "Гусар на снегу" и "Два гусара" — хранятся в Варшаве. Но, пожалуй, самый интересный фрагмент мы нашли в конце нашего путешествия в готическом замке Лив XV века в 70 километрах от Варшавы.

До нынешних дней сохранилась лишь башня и часть крепостной стены. Сегодня здесь находится Музей средневекового оружия. Поднимаемся по узкой лестнице -  и вот он! "Наша главная ценность — часть панорамы, — рассказывает один из работников музея. Она здесь висит последние 14 лет. Бывший хранитель музея купил ее на аукционе в Варшаве".

Когда все существующие фрагменты найдены, встает вопрос: а как же выглядела панорама целиком? И здесь поиски увенчались успехом. Бельско-Бяла — город с населением менее 200 тысяч на границе со Словакией. В местном музее не хранится фрагментов панорамы, зато в старом и пыльном альбоме сохранились уникальные черно-белые кадры — всего девять фотокарточек. И нашим взорам открывается вся панорама Березина. Ее размеры настолько огромны, что показать ее целиком на экране просто невозможно. Какими крохотными кажутся фрагменты сохранившиеся до наших дней и найденные съемочной группой "Вестей в субботу"... Фоторепродукции всей панорамы были опубликованы когда-то в нескольких странах Европы. К сожалению, теперь они являются редкостью. Впрочем, именно они позволили сделать ее реконструкции-модели в Москве в открывшимся как раз к юбилею Музее войны 1812 года или в Борисовском музее Белоруссии.

Сегодня