Ближневосточный конфликт: правила войны

В школах Газы возобновились занятия. Перемирие между палестинцами и Израилем было заключено всего два дня назад, а до того стороны восемь дней обменивались ударами. Конфликт унес более полутора сотен жизней. Когда он завершился, о своей победе заявили и Армия обороны Израиля, и палестинский ХАМАС.

В школах сектора Газа возобновились занятия. Перемирие между палестинцами и Израилем было заключено всего два дня назад, а до того стороны восемь дней обменивались ударами. Конфликт унес более полутора сотен жизней. Когда он завершился, о своей победе заявили и Армия обороны Израиля, и палестинский ХАМАС.

Со времени последнего серьезного обострения конфликта между Израилем и сектором Газа прошло почти четыре года – это была операция "Литой свинец". После ее окончания стороны периодически обменивались ракетными ударами. Только за этот год со стороны анклава по Израилю выпустили больше пятисот ракет. В начале ноября палестинцы несколько раз расстреливали из гранатометов израильские патрули. Ответом Израиля стал точечный авиаудар по машине Ахмеда аль-Джабари – главы военного крыла ХАМАСа в Газе. Именно он, по данным израильских военных, был ответственным за обстрелы и операции ХАМАС против израильтян. На это руководство движения заявляет, что Израиль "открыл врата ада", и угрожает сжечь израильские города, в том числе Тель-Авив. 14 ноября в 16:00 началась операция, которую в Израиле назвали "Облачный столп".

"Общее правило холодной войны Израиля заключается в том, что по мере нарастания напряженности нарастает и сила ответных ударов. В ответ на обстрелы распечатывается "папка №1" – обстрелу подвергаются тактические склады, тоннели, возможные места стартов ракет. Если пуски не прекращаются, распечатывается следующая "папка" – удары следуют по тому, что называется инфраструктурой террора, тренировочным базам. И так далее, пока, наконец, на завершающем этапе не наносятся удары по самим руководителям ХАМАС", — сказал эксперт Института Ближнего Востока Зеев Ханин.

В первые же полчаса ВВС Израиля уничтожают несколько складов с оружием и объектов инфраструктуры ХАМАС. Начинаются взаимные обстрелы. В израильских городах вновь завыли сирены. Жители Сдерота, Ашдода и Ашкелона к ним уже привыкли – залетные "Кассамы" из Газы здесь были нередким явлением. Но когда снаряды начали долетать до Беер-Шевы и пригорода Тель-Авива Ришон-ле-Циона, это явно стало неожиданностью. Израильская разведка знала про то, что Иран передал ХАМАС технологии создания ракет "Фаджар", но, похоже, не рассчитывала, что они будут готовы к бою так скоро.

"Кассамы" — неуправляемые ракеты на твердом топливе класса "земля-земля". Их готовят из подручных средств. Корпус "Кассама" — полая металлическая труба длиной около 70 см. Горючим для примитивного реактивного двигателя служит смесь сахара с калийной селитрой. Вес боеголовки — несколько килограммов. Точность — низкая, но это непринципиально при обстреле густонаселенных городских кварталов. Самопальные "Кассамы" с радиусом действия не более 10-15 километров – ничто по сравнению с ракетами "Фаджар", которые могут пролететь до 75 километров. "Фаджары" – баллистические ракеты, их запускают с мобильной платформы. Длина ракеты – почти 6,5 метра, вес – 90 килограмм, калибр – 333 миллиметра.

Именно "Фаджары" и нашли бреши в израильском "Железном куполе". Система противоракетной обороны, поставленная Соединенными Штатами, способна улавливать 100 процентов целей, но перехватывает – только 9 из 10. При этом запуск каждой ракеты из "Железного купола" обходится в разы дороже, чем стоит снаряд, который она должна сбить. Казалось бы, из пушки — по воробьям, но израильтяне фактически покупают время. Пока работает "Железный купол", ЦАХАЛ не спеша и без риска уничтожает террористов-ракетчиков. Сейчас на вооружении – пять батарей. Последнюю, вставшую на боевой пост 17 ноября, называют "Аллилуйя". Она призвана защищать Тель-Авив и его пригороды, но, как выясняется, не всегда может это делать. Кстати, блогеры уже нашли альтернативу этой системе – мортиры с щебенкой, оборонительное оружие средних веков. Ракета, попадая в облако щебня, просто сбивается с курса — дешево и сердито.

А пока Израиль наступает. Собираясь атаковать территорию анклава, армия предупреждает местных жителей листовками и даже SMS-сообщениями. И в данном случае работает принцип "кто не спрятался — я не виноват". Но даже при такой гуманности жертв и пострадавших в Газе непропорционально больше, чем в Израиле. А предупрежденными, кстати, оказываются и боевики ХАМАС. Один из них, например, успев спастись, заснял на мобильный телефон, что стало с его домом после удара.

Призывы генсека ООН Пан Ги Муна остаются неуслышанными. По всему миру проходят массовые демонстрации в поддержку палестинцев. Тель-Авив объявляет экстренный призыв – сначала 16 тысяч резервистов, затем – 75 тысяч. Это полтора процента населения и 15% всего армейского резерва. Четыре года назад, когда начинался "Литой свинец" и дошло до вторжения, призывали всего 10 тысяч. Все начинают говорить о наземной операции как о неизбежном развитии событий, но командование колеблется.

В Египте к власти пришли родственники ХАМАС — "Братья-мусульман (запрещена в РФ)е", и они, конечно, не стали перекрывать со своей стороны КПП "Рафах" и тем самым открывать для израильтян стратегически важный Филадельфийский коридор – узкую буферную зону длиной 14 километров, которая должна препятствовать переправке боевиков и оружия из Египта в Газу. В итоге Израиль требует от ХАМАС прекратить огонь в ближайшие 36 часов и угрожает начать наземную операцию. К исходу шестого дня конфликта Совебез ООН по инициативе России собирается на экстренные консультации. Появляются слухи о возможном перемирии, но нет — лидер движения ХАМАС Халед Машаль заявляет: "Я горжусь тем, как Газа выстояла под ударами Израиля. Я верю, что израильские солдаты, которые вторгнутся на территорию сектора Газа, найдут там свою гибель. При этом мы вовсе не хотим, чтобы это вторжение произошло, нам не нужна эскалация конфликта. Израильский премьер требует, чтобы мы прекратили огонь. Я считаю, что первым прекратить огонь должен Израиль, который и начал эту войну!"

ВВС Израиля расстреливают Центральный стадион, где, по данным разведки стоят ракетные установки ХАМАС. Снаряды попадают и в высотное здание, где расположены офисы СМИ. Ранены несколько иностранных журналистов, а машину двух репортеров палестинского телеканала "Аль-Акса" уничтожают точечным ударом — их в ЦАХАЛе считают агентами пропаганды. Не мудрено – телеканал "Аль-Акса" показывает передачу для детей – палестинский аналог "Спокойной ночи, малыши" – где симпатичный заяц на самом деле готовится убивать еврейских детей и призывает к тому же маленьких зрителей.

Россия заявляет, что готова предложить Совету Безопасности ООН проект резолюции по Газе. Дипломатические баталии продолжаются и в Каире, где идут непрямые переговоры. Израиль требует долгосрочных гарантий мира, палестинцы – снятия блокады с сектора Газа. С визитом в Иерусалим отправляется госсекретарь США Хиллари Клинтон. А потом в Тель-Авиве гремит взрыв в рейсовом автобусе. Бомба – три килограмма в тротиловом эквиваленте — была спрятана под сиденье. Пострадали 22 человека. Хиллари Клинтон в это время уже летит в Каир. Эксперты не сомневаются: наземной операции быть. Но к вечеру появляется информация: достижение перемирия близко, как никогда. К журналистам, наконец, выходят глава египетского МИД и госпожа Клинтон, для которой, кстати, это перемирие – одна из последних благородных миссий на посту госсекретаря США. Именно поэтому по ее личной просьбе России пришлось отложить рассмотрение своего проекта резолюции в Совбезе.

"Соединенные Штаты приветствуют соглашение о прекращении огня в Газе. Все ракетные обстрелы должны прекратиться, должен установиться мир", — заявила Клинтон.

Долгожданную новость в секторе Газа встречают ликованием и воспринимают как победу над Израилем. Радуются настолько бурно и сильно, что от выстрелов в воздух двое человек были ранены.

Общее число потерь с палестинской стороны – 161 человек, более 1200 – ранены. Израиль потерял шестерых, 60 человек получили ранения.