Минкульт предлагает в аренду исторические особняки по символической цене

Исторические здания в центре Москвы можно арендовать по символической цене — один рубль в год. Но лишь при условии, что эти здания разрушаются, а вы их спасете. С инициативой выступило министерство культуры, рассчитывающее использовать европейский опыт восстановления архитектурных памятников.

Исторические здания в центре Москвы можно будет арендовать по символической цене — один рубль в год. Но лишь при условии, что эти здания разрушаются, а вы их спасете. С инициативой выступило министерство культуры, которое таким образом рассчитывает использовать европейский опыт восстановления архитектурных памятников. Вот только как отличить научную реставрацию от кустарного ремонта, и кто будет это делать?

Резные орлы с фасада разлетелись уже давно. Коринфские колонны тоже держатся с трудом. Усадьба Сытина — разоренная, обветшалая. В общую картину запустения не вписываются только новые металлические двери.

Тот, кто за дверью живет, неплохо проводит время с алкогольной и печатной продукцией. Подоспевшие рабочие объясняют: они там, в деревянном памятнике начала XIX века, переодеваются.

"Мы там переодеваемся. Тут ремонтируем, а там переодеваемся", — поясняют трое рабочих.

Особняк в Сытинском переулке — один из примерно 140 тысяч российских памятников, находящихся в чудовищном состоянии. Органы охраны с восстановлением не справляются.

"Есть способ сделать это опять же за счет государства. Но нам, простите, никакой нефти и газа на это никогда не хватит. И зачем за счет государства восстанавливать руины? – задает странный для министра культуры России вопрос Владимир Мединский. — Имеет смысл отдать это частнику в аренду долгосрочную под условия восстановления".

Смысл программы, которую предлагает Минкульт: за 4 года инвестор должен отреставрировать здание. Все это время он будет платить аренду по рыночной цене. Как только работу примут эксперты, аренда превращается в чисто символическую — рубль за квадратный метр в течение последующих 49 лет. Европейская практика на российской земле.

"Могут найтись среди тысяч хозяйствующих субъектов, желающие не провести реставрацию по всем законам и канонам научной реставрации, а сделать что-то вроде ремонта, приспособить дом к своим нуждам, но выдавая это за реставрацию и требуя льготных арендных ставок", — предупреждает член Общественной палаты России, координатор общественного движения "Архнадзор" Константин Михайлов.

В аренду за рубль обещают только руины. Например, такие, если верить бумагам, тут ионический портик, тройные окна... были.

Остатки цокольного этажа в Среднем Трехгорном переулке — памятник истории и культуры, охраняется государством. Дом майора Верещагина построен в допожарной Москве. Выстоял 1812 год, но в лихие 1990-е сгорел. С тех пор так и стоит.

У того, кто на аукционе купит право на реставрацию этого особняка, скорее всего, появится искушение довести его до полнейшего разорения и построить на золотой столичной земле такое же, но только новое здание. Соблазны инвестора должны быть четко ограничены и постоянным контролем экспертов, и жесточайшими санкциями.

Пока, впрочем, единственное предложенное наказание — расторжение договора.