Чайковский без купюр

В России начали издавать первое полное собрание сочинений Чайковского. Перед публикацией каждый нотный лист сравнивают с рукописью композитора, убирая ошибки и поздние цензурные ограничения. Рискнуло на столь сложный и долгий проект челябинское издательство, которое пока делает все за свои деньги.

В России начали издавать первое полное собрание сочинений Чайковского. Перед публикацией каждый нотный лист сравнивают с рукописью композитора, убирая ошибки и поздние цензурные ограничения. Рискнуло на столь сложный и долгий проект челябинское издательство, которое делает все за свои деньги. Министерство культуры РФ проект поддержало, но финансирование так и не выделило.

Еще немного, и Россия потеряла бы Чайковского, не начни частное челябинское издательство печатать полное собрание сочинений одного из самых известных и самых исполняемых композиторов в мире. Директор издательства MPI Андрей Комяков сетует: "Пока не решен вопрос финансирования. Проект начинается, и на сегодняшний день восемь месяцев мы работаем за свой счет".

Верстку сравнивает с прижизненным личным изданием Чайковского хранитель архива. Эти ноты лежали на пюпитре 119 лет назад, когда композитор дирижировал своим Первым концертом. На страницах – его пометки.

Бить тревогу начал Владимир Федосеев. Он писал письма, обращался к министру культуры, предупреждая: "Не издадим Чайковского мы, это сделают в Германии. Влиятельная компания во Франкфурте готова взяться за дело, и тогда российским музыкантам каждый раз придется платить немецкому издательству авторские отчисления". "Вы представьте, если Пушкина "У Лукоморья дуб зелёный..." школьники читают по-разному, другими словами. Тут то же самое! Это позор для нас, позор и несчастье", — уверяет художественный руководитель Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского. По словам Федосеева, ноты Чайковского после смерти композитора дирижеры часто "редактировали". Порой музыканты и не догадываются, что было в оригинале.

В Клину, в усадьбе, которая превратилась в его Дом-музей, Чайковский написал свою Шестую симфонию. В спальне и сейчас лежит на столе ее рукопись. В первозданном виде произведение было исполнено всего лишь раз — в октябре 1893 года. Дирижировал тогда сам Чайковский. Тогда же он попросил не издавать симфонию до тех пор, пока не внесет в партитуру свои коррективы. Но внести их он не успел – через девять дней композитора не стало.

Коррективы внесла жизнь, вернее – смерть. Под Шестую – "Патетическую" — симфонию провожали в последний путь советских вождей, только вместо Andante lamentoso – "медленно печально", как было у Чайковского — исполняли еще более трагичное Adagio. Владимир Федосеев возмущается: "Они думали, что это похоронная музыка, и выжимали слезу. А у Чайковского нет слезы, нет крови. Он и смерть представляет по-другому – жизнь после смерти. Когда умер Андропов, его дочка попросила сыграть первую часть, говорила, что папа любил первую часть. Я сыграл первую часть вместо последней, меня вызвали и как следует пропесочили. Вот так было!"

Полное собрание сочинений Чайковского в 60 томах выпустили еще до Великой Отечественной войны к 100-летию со дня рождения классика. На самом деле, собрание оказалось неполным и даже не совсем Чайковского! Доктор искусствоведения, хранитель архива Дома-музея П.И.Чайковского в Клину Полина Вайдман поясняет: "Получилась увертюра "1812 год", а не "Торжественная на освящение Храма Христа Спасителя". Пропало это. И вместо гимна "Боже, царя храни" такой спасительный, почти уже в жанр гимна возведенный фрагмент из оперы Глинки, которая тоже потеряла свое название, стала "Иваном Сусаниным" вместо "Жизни за царя" — знаменитое "Славься".

Торжественную увертюру маэстро Федосеев первым исполнил без купюр в 1980-м году. Его тогда вызвали "на ковер". Дирижер улыбается: невелика цена за то, чтобы слушатели узнали подлинного Чайковского. И говорит, что сделает все, чтобы вернуть в репертуар все сочинения классика.

Всего произведений 500 с лишним, это около сотни томов. Челябинское издательство титанический труд не пугает. Ведь речь идет о национальном достоянии!