Родить в космосе

Расселение землян в галактике неизбежно, утверждал 90 лет назад в статье "Будущее Земли" Циолковский. Человечество подошло к решению технических вопросов грядущей космической экспансии. Нужно решить одну важную проблему: кто станет жителем дальних планет: земляне или их дети, рожденные в космосе?

Земля в опасности: ей грозит глобальное потепление или столкновение с астероидом-убийцей. Караваны космических кораблей с землянами на борту отправляются на поиски запасной планеты. Чтобы сохранить человечество, встает главный вопрос: как продолжать свой род в условиях невесомости или на той же запасной планете?

"Я думаю, что выбор невелик. Фактически настоящих планет, которые можно осваивать хотя бы гипотетически, только две. Это Венера и Марс", — считает старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) Владимир Сурдин.

Но если на Марсе условия более или менее пригодны для жизни, то на поверхности Венеры — температура до 500 градусов. Жить можно только на большой высоте или на орбите Венеры... в космосе.

Подходить к вопросам репродукции в космосе начали с флоры. Еще полвека назад провели эксперименты на растениях. Четыре поколения выращенного на орбите гороха ничем не отличались от земных сортов. Потом — выведение на орбите насекомых, крошечных плодовых мух-дрозофил. В 1979 году в космос отправили яйца перепелок, чтобы проверить, как развивается эмбрион в условиях невесомости.

"Мы получаем абсолютно нормального птенца. А вот дальше начинается проблема. Она связана с тем, что этот птенец должен найти опору, он должен встать на свои ножки и начать двигаться", — поясняет заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Владимир Сычев. Не найдя опоры, птенцы беспорядочно кувыркались. А через 10 часов у новорожденных происходила полная атрофия инстинктов. Птенцы не реагировали на свет и звук.

"И беда была в том, что через четверо суток они просто погибали. Два раза мы выводили птенцов, после этого — отказались, потому что просто невозможно с ними работать", — констатирует провал эксперимента с птенцами в космосе Владимир Сычев.

С животными последний раз биологический "миниковчег" летал на орбиту 16 лет назад. Весной 2013 года эксперименты продолжат. Однако на биоспутнике "Бион" будут только особи одного пола.

"Был эксперимент с крысами, которые посылались в космос уже с плодом. В принципе, там не обнаружили ничего сверхъестественного. Это как раз было на биоспутниках, но опять-таки — это единичный эксперимент, и такие исследования надо проводить", — отмечает Владимир Сычев.

После приземления у космических крыс появилось потомство. Но подойти к проблеме размножения непосредственно в космосе пока не получается. Непростая задача.

Животные, теряя привычную среду обитания, просто не могут реализовать свой половой инстинкт. Человек же, в отличие от зверюшек, в принципе, может.

Homo sapiens обладает абстрактным мышлением и в состоянии создать подобающий эмоциональный фон. По этическим соображениям подобные эксперименты не проводятся. Но женщины в космос летают уже 50 лет.

"Самый большой риск был у Терешковой. А самое драгоценное, что есть у человечества, – это женский организм. Наша Чайка улетела, и никто на Земле не мог бы сказать, сохранится ли он после полета в космос, сумеет ли она родить ребенка после этого полета? Ведь на этот вопрос никто не отвечал", — говорит ветеран ракетно-космической отрасли Вахтанг Вачнадзе.

В июне 1964 года, всего через год после полета в космос, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова родила дочку. Отец ребенка Андриян Николаев также был космонавтом. В 1988 году у второй женщины-космонавта Светланы Савицкой, дважды побывавшей на орбите и даже поработавшей в открытом космосе, родился сын. Однако риск остается.

"У нас насчитываются единицы космонавтов. У них после длительных полетов все обошлось, растет здоровое поколение. А если космонавтов будет больше, то риск увеличивается даже при орбитальных полетах", — подводит итог летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Герой России Валерий Поляков.

И все же человечеству необходимо искать какие-то новые пути в биотехнологиях, защите от радиации, создании искусственной гравитации.

Гидролаборатория ЦПК – обязательный этап подготовки к полету. Здесь в условиях нулевой плавучести космонавты отрабатывают навыки работы в открытом космосе. Вода имитирует невесомость.

Если для взрослых вода, пусть и комфортная, но все-таки — чуждая среда, то для грудных детей – родная стихия. Маленькие "ихтиандры" будто подтверждают – жизнь на сушу вышла из океана.

"Малыш примерно 9 месяцев находится у мамы в околоплодной жидкости, ему легче привыкнуть потом к водичке. В принципе это логично, потому что от момента рождения, от момента того первого купания проходит всего 2 недели. Это очень мало, чтобы что-то забыть", — говорит инструктор грудничкового плавания Марина Аксенова.

Словом, если для родившегося ребенка невесомость — более естественное состояние, то для женщины необходима гравитация, сила тяжести.

"Очень быстро в невесомости дряхлеют мышцы живота, таза, падает способность к выталкиванию плода. Ну ладно, опустим и это, полагаясь на стимуляторы родовой деятельности. Можно, конечно, в специальной камере пойти на роды. А дальше что?" – задает нетривиальные вопросы Валерий Поляков.

С другой стороны, ребенку тоже нужна искусственная гравитация. Не ощущая земного притяжения, организм не сформирует скелет и мышечную систему. Новорожденного на орбите невозможно, как взрослого, одеть в специальный нагрузочный костюм для тренировок.

"Он просто будет лишен того, что ему будет жизненно необходимо. И этот эксперимент, на который мы с вами пойдем, допустив рождение ребенка в чужеродной среде, приведет к тому, что мы привезем на Землю инвалида, полностью дезадаптированного человека", — предвидит руководитель комитета по биоэтике ИМБП РАН Игорь Пестов.

Пока рождение детей в космосе – вопрос теории. Однако спустя время это будет реальностью. Земляне на своих кораблях отправятся на далекую планету, которая станет домом для их потомков, рожденных в космосе.