Онежский судостроительный увяз в многомиллионных долгах

В Карелии одно из старейших предприятий, Онежский судостроительный завод, признан банкротом. Персонал уже получил уведомления о скором сокращении. Долг перед рабочими сотавляет 10 миллионов рублей. Имущество завода будет продано за долги.

Одно из старейших предприятий Карелии, Онежский судостроительный увяз в многомиллионных долгах. Рабочие завода уже получили уведомления о скором сокращении.

Девять утра. На заводской территории – ни души. На обанкроченное предприятие уже никто не спешит. На воротах замки, за ними тишина. Онежский судостроительный погрузился во тьму ещё 21 ноября, когда за 4-миллионный долг на предприятии отключили электричество. Свет горит лишь на проходной, но в понедельник обесточат и её. На сам завод не пропускают, ссылаются на указание руководства: "Руководство всё будет в понедельник, в понедельник приходите".

Конкурсный управляющий, некто Сергей Черняев, из Санкт-Петербурга в Петрозаводск приедет с одной целью: продать имущество завода за долги. Их, судя по официальному решению Арбитражного суда Карелии, больше 600 миллионов рублей. "У должника отсутствуют оборотные средства для выполнения и завершения работ по контрактам, весь объём полученных авансовых платежей израсходован, предприятие не имеет реальной возможности восстановить свою платежеспособность, целесообразно признать должника банкротом и открыть конкурсное производство" (из решения Арбитражного суда Республики Карелия от 20.11.2012.).

Одно из старейших предприятий республики было основано в 1944 году. Сначала здесь ремонтировали флот Беломорско-Онежского пароходства, а с 90-х стали строить сухогрузы. Но заказов с каждым годом становилось всё меньше. Руководство пыталось наладить новое производство. Буквально в марте текущего года здесь торжественно закладывали два лоцмейстерских катера. Но судна на вооружение "Росморпорта" так и не поступили. "Последний заказ не выполнен, корпуса так и стоят голые. Больше заказов нет, работы нет", — говорит мастер трубомонтажного производства Онежского судостроительного завода Иван Братцев.

В отдельные годы, по официальной информации, здесь выпускалась половина российских судов этого класса, а сегодня мы теряем это предприятие, говорит токарь Онежского судостроительного завода Павел Хямяляйнен. Он отдал Онежскому судостроительному сорок лет жизни. Сегодня с ним, как и с остальными пятьюстами рабочими, попрощались.

Уведомления о грядущем в феврале сокращении им вручили на прошлой неделе, большую часть персонала распустили по домам. Остальные, чуть больше десятка человек, сливают воду в системе отопления, складируют имущество. И всё это фактически на добровольных началах: завод задолжал собственным рабочим 10 миллионов рублей. "За август половину зарплаты выдали и всё", — говорит кладовщик Онежского судостроительного завода Надежда Сосновская.

Удар по судостроительной репутации Карелии был нанесен ещё в 2008 году, когда о своём банкротстве заявил завод стратегического значения "Авангард". Тогда финансовый крах предприятия проходил по похожему сценарию: отсутствие заказов, долги, сокращения, распродажа имущества. И вот теперь – Онежский судостроительный. Похоже, некогда славная история карельского судостроения подошла к концу.